Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Третьяковская галерея: детерминанты посещаемости

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-558-568

Реферат

В течение последних десятилетий множество исследований посетителей музеев как за рубежом, так и в нашей стране было проведено для того, чтобы лучше понять, кто посещает музеи. Они позволили воссоздать коллективный социально-культурный портрет публики, но, по сути, не приблизили к пониманию того, кто и почему ходит в музеи. Сохраняется и главная проблема — существование коммуникационных барьеров между музеем и публикой. Обеспечение конкурентоспособности художественного музея как субъекта индустрии досуга и повышение его социальной роли как культурного института требует сегодня немалых усилий по изучению аудитории, конечная цель которых состоит в увеличении посещаемости. В статье на материалах конкретносоциологического исследования аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи показано, как применение новых исследовательских подходов, основанных на эконометрических методах анализа социологических данных, может приблизить исследователя к пониманию некоторых актуальных тенденций потребительского поведения и факторов посещаемости художественного музея. Исследование показало, что важнейшими детерминантами культурного потребления становятся сущностные характеристики аудитории, связанные с измерениями культурного капитала, а также мотивации и индивидуальные предпочтения.

Об авторе

Александр Анатольевич Ушкарев
Государственный институт искусствознания.
Россия

кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник  отдела общей теории искусства и культурной политики,  сектор экономики искусства.

козицкий пер., д. 5, Москва, 125009.



Список литературы

1. Lynch B. Through the Looking Glass: Changing Social Relations in the Museum // Janes R.R. Museums and the Paradox of Change. London ; New York : Routledge, 2013. P. 216—225.

2. Scott C., dodd J., Sandell r. Cultural Value, User Value of Museums and Galleries : A Critical View of the Literature [Электронный ресурс] // University of Leicester, Research Centre for Museums and Galleries, 2014. URL: http://www2.le.ac.uk/departments/museumstudies/rcmg/publications/cultural­value­of­museums (дата обращения: 15.02.2017).

3. Fleming d. Museums for Social Justice: Managing organizational change // Museums, Equality and Social Justice / ed. by R. Sandell, E. Nightingale. London ; New York : Routledge, 2012. P. 72—83.

4. Gallup Kompas [Электронный ресурс] // Kantar Gallup. URL: http://www.tns­gallup.dk/services/gallupkompas (дата обращения: 02.02.2017).

5. Ушкарев А.А. Типология досугового поведения // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 2. С. 148—156.

6. Museums: Social Learning Spaces and Knowledge Producing Processes / ed. by I.B. Lundgaard, J.T. Jensen. Copenhagen : Danish Agency for Culture, 2013. 259 p.

7. Falk J.H. Understanding Museum Visitors’ Motivations and Learning [Электронный ресурс] // Danish Agency for Culture and Palaces. URL: http://slks.dk/fileadmin/user_upload/dokumenter/KS/institutioner/museer/Indsatsomraader/Brugerundersoegelse/Artikler/John_ Falk_Understanding_museum_visitors__motivations_ and_learning.pdf (дата обращения: 10.02.2017).

8. Falk J.H., dierking L.d. The Museum Experience Revisited. Walnut Creek, CA : Left Coast Press, 2013. 416 p.

9. duplessis a. The Five Minute Falk : A Very Brief Explanation of John Falk’s Visitor Identity Related Motivations // iMuseum Symposium Toronto. 2011. March 24—25. P. 1–6.

10. Jones C. Enhancing Our Understanding of Museum Audiences: Visitor Studies in the Twenty­first Century // Museum & Society. 2015. Vol. 13, № 4. P. 539—544.

11. Brida J.g., dalle nogare C., Scuderi r. How Often to a Museum? Motivations matter [Электронный ресурс] // Bozen Economics & Management Paper Series. 2014. № 16. URL: http://pro1.unibz.it/projects/economics/ repec/bemps16.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

12. Brida J.g., Meleddu M., Pulina M. Factors Influencing the Intention to Revisit a Cultural Attraction : The Case Study of the Museum of Modern and Contemporary Art in Rovereto // Journal of Cultural Heritage. 2012. Vol. 13, № 2. P. 167—174.

13. Frateschi C., Lazzaro E., Palma Martos L. A Comparative Econometric Analysis of Museum Attendance by Locals and Foreigners : the Case of Padua and Seville // Estudios de Economia Aplicada. 2009. Vol. 27, № 1. P. 175—196.

14. Gil S.M., Ritchie J.R.B. Understanding the Museum Image Formation Process : a Comparison Between Residents and Tourists // Journal of Travel Research. 2009. Vol. 47, № 4. P. 480—493.

15. Jeong J.-H., Lee K.-H. The Physical Environment in Museums and Its Effects on Visitors’ Satisfaction // Building and Environment. 2006. Vol. 41, № 7. P. 963—969.

16. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60—74.

17. Рубинштейн А.Я. Публика концертов «Моцарт­марафона» : опыт социологического исследования. Москва : Институт экономики РАН, 2014. 80 с.

18. Бузанакова А.Р., Ожегов Е.М. Оценка функции спроса на театральные постановки : эмпирический анализ // Эконометрические модели эластичности спроса на театральные услуги : научные доклады. Москва : Институт экономики РАН, 2017. С. 4—30.

19. Ушкарев А.А. Аудитория посетителей Государственной Третьяковской галереи : программа социологического исследования. Москва : Государственный институт искусствознания, 2015. 48 с.

20. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социолога : учеб. пособие. Москва : ИСЭПН РАН, 2005. 433 с.

21. Социологические методы в современной исследовательской практике : сб. статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского / отв. ред. и вступит. ст. О.А. Оберемко. Москва : НИУ ВШЭ, 2011. 558 с.

22. Наследов А. SPSS 19: Профессиональный статистический анализ данных. Санкт­Петербург : Питер, 2011. 400 c.

23. Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. СанктПетербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 198 с.

24. Stigler g.J., Becker g.S. De Gustibus Non Est Disputandum // American Economic Review. 1977. Vol. 67, № 2. P. 76—90.

25. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste / transl. by R. Nice. Cambridge : Harvard University Press, 1984. 613 p.

26. Шапинская Е.Н., Кагарлицкая С.Я. Пьер Бурдье: художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство : «За» и «против». Москва : Гуманитарий, 2003. С. 431—453.

27. di Lascio F.M.L., giannerini S., Scorcu a., Candela g. Cultural Tourism and Temporary Art Exhibitions in Italy: a Panel Data Analysis // Statistical Methods and Applications. 2011. Vol. 20, № 4. P. 519—542.

28. Cellini r., Cuccia T. Museum and Monument Attendance and Tourism Flow : a Time Series Analysis Approach // Applied Economics. 2013. Vol. 45, № 24. P. 3473—3482.


Рецензия

Для цитирования:


Ушкарев А.А. Третьяковская галерея: детерминанты посещаемости. Обсерватория культуры. 2017;14(5):558-568. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-558-568

For citation:


Ushkarev A.A. Tretyakov Gallery: Determinants of Attendance. Observatory of Culture. 2017;14(5):558-568. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-558-568

Просмотров: 1561


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)