Культурная история костюма: кружево как Terra Incognita
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-578-584
Реферат
Рассматривается проблема подлинника как терра инкогнита культурной истории костюма. За отправную точку принят частный случай в изучении теории костюма, а именно культурная матрица западноевропейского кружева — малоизученный вопрос в контексте проблемы прототипа и его повторений. Культурный текст, предоставленный объектом исследования, анализируется с точки зрения аутентичности и преемственности наслоений. Акцент в работе делается на истории Belle Époque, когда в активное обращение вводятся не только тщательно воспроизведенные ренессансные формы, но и их многочисленные интерпретации. Отмечается, что подражательные работы этого времени могут быть представлены на условной шкале, связанной с уровнем их самостоятельности. Это точные копии, имитации различной степени вольности и подделки. Параллельно с историей кружева рассматриваются вопросы разного рода повторений в других предметных областях костюмологии. Выявлены условия, в которых неподлинные вещи приобретают определенную культурную ценность, определена их роль в формировании «подражательного» костюма. Итогом работы является вывод, согласно которому частные случаи, рассмотренные с культурологической точки зрения, могут послужить не только расширению событийного ряда истории костюма, но и выступить основой для конструирования культурного текста эпохи.
Об авторе
Бэлла Львовна ШапироРоссия
кандидат исторических наук, доцент, факультет истории искусства, кафедра музеологии.
Миусская пл., д. 6, Москва, 125993.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург : УФактория, 2006. 200 с.
2. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СанктПетербург : Андрей Наследников, 2013. 248 с.
3. Оригинал и повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока : сб. статей. Москва : Государственный институт искусствознания, 2014. 230 с.
4. Кононенко Е.И. Подлинники, имитации, подделки на ближневосточном антикварном рынке // Оригинал и повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока : сб. статей. Москва : Государственный институт искусствознания, 2014. С. 71—93.
5. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское кружево XVI— XIX вв. в собрании Эрмитажа. Ленинград : Издво Гос. Эрмитажа, 1959. 68 с.
6. Palliser F.B. A History of Lace. London : Sampson, Low, Son and Marston, 1865. 460 р.
7. Jourdain M. Old Lace : A Handbook for Collectors. London : B.T. Batsford, 1908. 121 р.
8. О подделке старинных кружев // Модный свет. 1903. № 22. С. 231.
9. Palliser F.B. A History of Lace. New York : Courier Corporation, 1911. 536 р.
10. Jackson F.n. A History of Handmade Lace. London : L. Upcott Gill ; New York : Charles Scribners Sons, 1900. 245 с.
11. Pavoni r. Reviving the Renaissance : The Use and Abuse of the Past in NineteenthCentury Italian Art and Decoration. Cambridge : Cambridge University Press, 1997. 281 р.
12. Ojetti U. L’arte nell’Esposizione di Milano: note e impressioni. Milano : Treves, 1906. 207 р.
13. davanzo P.d. Cinque secoli di merletti europei: i capolavori. Burano : Consorzio merletti di Burano, 1984. 381 р.
14. Lowes E.L. Chats on Old Lace and Needlework. London : T. Fisher Unwin, Ltd ; New York : F.A. Stokes Company, 1919. 386 р.
15. Warnick K., nilsson Sh. Legacy of Lace. New York : Crown Publ., 1988. 186 p.
16. Новые моды. Берлин // Модный свет. 1902. № 29. С. 296.
17. Scofield Е., Zalamea Р. 20th Century Linens and Lace : A Guide to Identification, Care, and Prices of Household Linens. Atglen : Schiffer Publishing, 1995. 208 р.
18. Фридлендер М. Знаток искусства. Москва : Дельфин, 1923. 43 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шапиро Б.Л. Культурная история костюма: кружево как Terra Incognita. Обсерватория культуры. 2017;14(5):578-584. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-578-584
For citation:
Shapiro B.L. Cultural History of Costume: Lace as Terra Incognita. Observatory of Culture. 2017;14(5):578-584. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-578-584