Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Происхождение Венеции согласно хроникальной традиции города и «венецианский миф»

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-585-593

Полный текст:

Реферат

В статье исследуются историографические и художественные основания «венецианского мифа», прослеживается длительная история его создания и бытования в культуре (с X в. по XX в.). Анализируется процесс «обретения» Венецией древнего (античного) прошлого: скромное происхождение города, связанное с процессом Великого переселения народов и его последствиями; в хроникальной традиции Венеции постепенно «компенсируются» посредством сознательного мифотворчества и создания предметов искусства, служащих зримым воплощением нарратива. Неотъемлемой частью «венецианского мифа» становится не только идея о неразрывной связи Республики с евангелистом Марком, но и о том, что она была основана легендарными троянцами. После 1204 г. получает развитие линия имперского преемства: Венеция предстает новым Римом. «Венецианский миф» постепенно дополнялся и усложнялся, его формирование в общем виде завершается в XVI в. в эпоху Возрождения. К его основным компонентам относятся представления об уникальности географического положения Венеции (островное государство), ее экономики (богатейший город мира, центр международной торговли), политического устройства (Республика с наиболее мудрой формой правления, в которой царит общественное согласие) и культурной значимости (город великолепных произведений искусства, паломнический центр). После падения Республики (1797) «венецианский миф» остается весомой культурной идеологемой и используется для иллюстрации и обоснования различных политических концепций. Сделанные выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории Венеции и способствовать более глубокому пониманию особенностей ее искусства и культуры в целом.

Об авторе

Мария Васильевна Левочская
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Россия

аспирант, философский факультет, кафедра истории и теории мировой культуры.

Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4,  Москва, 119992.



Список литературы

1. Юсупов А.Ю. Система управления венецианской республики в VII—XV вв. // Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / под ред. Т.П. Гусарова. Москва, 2011. С. 356—386.

2. Бек К. История Венеции / пер. Е.В. Морозовой. Москва : Весь мир, 2002. 190 с.

3. osborne J. Politics, diplomacy and the cult of relics in Venice and the northern Adriatic in the first half of the ninth century // Early Medieval Europe, 8, 1999. P. 369—386.

4. Andrea Dandolo’s Chronica per extensum descripta / ed. E. Pastorello. Rerum Italicarum Scriptores 12.1. Bologna, 1938. 681 p.

5. Demus O. Тhe Church of San Marco in Venice. History, Architecture, Sculpture. The Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington, D.C., 1960. 236 p.

6. Giovanni Diacono. CronacaVeneziana // ed. G. Monticolo / Cronache veneziane antichissime. Fonti per la storia d’Italia. Rome, 1890. p. 59—171.

7. Cessi r. Origo civitatum Italie seu Venetiarum : (Chronicon Altinate et Chronicon Gradense). Rome, 1933. 202 p.

8. Fortini Brown P. Venice & Antiquity: The Venetian Sense of the Past. New Haven, London, 1996. 361 p.

9. Соколов Н.П. Венецианская доля в Византийском «наследстве» // Византийский Временник. Т. 6 (31), 1953. С. 156—185.

10. Рескин Дж. Камни Венеции. Санкт­Петербург : Азбука­классика, 2009. 352 с.

11. Martino da Canal. Les Estoires de Venise, Cronaca veneziana in lingua francese dalle origini al 1275 / ed. by A. Limentani. Florence, 1972. 440 p.

12. Коммин Ф., де. Мемуары. Москва : Наука, 1986. 495 с.

13. Dale T. Inventing a Sacred Past: Pictorial Narratives of St. Mark the Evangelist in Aquileia and Venice, ca. 1000—1300. Dumbarton Oak Papers 48, 1994. P. 53—104.

14. Carile a. Aspetti della cronachistica Veneziana nei secoli XIII e XIV / ed. A. Pertusi. La storiografia Veneziana fino al secolo XVI. Aspetti e problem. Florence, 1970. P. 75—126.

15. Pincus d. Mark Gets the Message: Mantegna and the «Praedestinatio» in Fifteenth­Century Venice // Artibus et Historiae, 18, No. 35, 1997. P. 135—146.

16. Левочская М.В. Алтарный комплекс собора св. Марка в Венеции. Между романским Западом и византийским Востоком // Искусствознание. 2016, № 1—2. С. 224—243.

17. Возчиков Д.В. Felicissima Venetia: Венецианский миф в сочинениях гуманиста Лауро Квирини // Уральский исторический вестник. 2016. №3 (52). С. 6—13.

18. Брагина Л.М. Город в итальянской гуманистической мысли XV в. // Средние века. Москва, 1992. Вып. 54. С. 35—54.

19. Браччолини П. Книга о благородстве // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : сб. текстов. Саратов, 1984. Ч. 1. С. 148—178.

20. Quirini L. De nobilitate contra Poggium Florentinum // Lauro Quirini Umanista, Studi e Testi / ed. V. Branca. Florence, 1977. P. 74—98.

21. Omont H. Inventaire des manuscrits grecs et latins donnés à Saint­Marc de Venise par le cardinal Bessarion en 1468. Revue des bibliotheques, 1894. № 4. P. 129—187.

22. Grubb J.S. When Myths Lose Power: Four Decades of Venetian Historiography// The Journal of Modern History, 1986. Vol. 58, No. 1. P. 43—94.

23. Guicciardini F. Storia d’Italia / a cura di Silvana Siedal Menchi. Torino, 1971. 1960 p.

24. Макиавелли Н. История Флоренции / пер. Н.Я. Рыковой. Москва : Наука, 1987. 446 с.

25. Макиавелли Н. Государь. Москва, 1982. 503 с.

26. Чиколини Л.С. Венеция в итальянской публицистике 16—17 вв. и «Antiveneti» Компанеллы // Средние века. Вып. 53. Москва, 1990. С. 167—190.

27. Paruta P. Historia vinetiana. Vinezia, 1605. 596 p.

28. Spathafora di Moncato. M. Bartolomeo. Quattro Orationi. Venice, 1554. 120 p.

29. Besta E. Il Senato veneziano (origine, costituzione, attribuzione e riti) // Deputazione di Storia Patria, Miscellanea di Storia Veneta. Ser. 2, vol. 5. Venice, 1899. 310 p.

30. Soranzo g. I fattori morali della grandezza e decadenza della Repubblica Veneta // Archivio Veneto. Ser. 5, vol. 1. Venice, 1927. P. 266—293.

31. Vento M.a. Venezia e la sua terraferma / review by A.A. Michieli // Archivio Veneto. Ser. 5, vol. 87—88. Venice, 1954. P. 109—128.

32. Pertusi a. La presunta concessione di alcune insegne regali al doge di Venezia da parte del papa Alessandro III // Ateneo Veneto, anno 15. Nuova serie. T. 15, 1977. P. 133—155.

33. Berenson B. The Italian Painters of the Renaissance. Cleveland, 1957. 432 p.

34. Климанов Л.Г. Из Венецианского опыта общественной жизни: трентакии (trentacie), праздник «Марий» (festa di matrimoni), молодецкие забавы на Кулачном мосту (pyctomachia veneta) // Античная древность и Средние века : сб. науч. тр. Вып. 33 / Урал. гос. ун­т им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2002. С. 157—168.

35. Свидерская М.И. Пространственные искусства в культуре итальянского Возрождения // Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII—XIX веков : учеб. пособ. : в 2 кн. Москва : Галарт, 2010, 928 с.

36. Лефевр А. Производство пространства. Москва : Strelka press, 2015. 432 с.


Для цитирования:


Левочская М.В. Происхождение Венеции согласно хроникальной традиции города и «венецианский миф». Обсерватория культуры. 2017;14(5):585-593. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-585-593

For citation:


Levochskaya M.V. The Origin of Venice According to the City’s Chronicle Tradition and the “Venetian Myth”. Observatory of Culture. 2017;14(5):585-593. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-585-593

Просмотров: 233


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)