Культурные индустрии: два аспекта понимания
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-670-676
Реферат
Культурные индустрии продолжают оставаться предметом активного обсуждения в гуманитарных науках, что свидетельствует о расширении теоретического инструментария в интерпретации понятия. В понимании понятия «культурные индустрии» наиболее выразительны два крупных тренда гуманитарных исследований. В статье предлагается обозначить границы этих трендов пределами культурологии и культурной экономики. Выявлены и сформулированы отличительные особенности понимания «культурных индустрий» через сравнительный анализ. Результатом исследования является вывод о направленности каждого подхода на освещение разных аспектов культурных индустрий и решение разных исследовательских задач.
Для культурологического подхода культурные индустрии представляют собой одну из форм воспроизводства и распространения культурных смыслов, обусловленную историческим развитием и предполагающую изучение посредством анализа связей смыслов с культурным контекстом. Для культурной экономики данное явление представляет интерес в качестве способа активизации культурной жизни территории, что выражается в привлечении к участию в креативной экономике творческих работников и в производстве конкурентоспособного конечного культурного продукта. Представляется, что наиболее перспективными являются многоуровневые исследования, в которых культурные индустрии представлены одновременно как определенная форма экономической организации деятельности творческих работников и как регулирующая система воспроизводства культурных смыслов.
Ключевые слова
Об авторе
Ольга Викторовна ЛазареваРоссия
Ольга Викторовна Лазарева, кафедра теории и истории культуры, аспирант
Дворцовая наб., д. 2/4, Санкт-Петербург, 191186
Список литературы
1. Астафьева О.Н., Разлогов К.Э. Культурология: предмет и структура [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2010. № 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/2.html (дата обращения: 15.10.2017).
2. Anheier H., Isar Y. The Cultural Economy. London : SAGE Publications Ltd, 2008. 400 p.
3. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта : дис. ... канд. культурологии. Москва, 2008. 153 с.
4. Бокова А.В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации : дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2016. 174 с.
5. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. М. Кузнецова. Москва ; Санкт-Петербург : Медиум Ювента, 1997. 312 с.
6. Лэндри Ч. Креативный город / пер. с англ. В. Гнедовский, М. Хрусталева. Москва : Классика-XXI, 2005. 399 с.
7. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги / пер. с англ. И. Щербаковой. Москва : Классика-ХХI, 2011. 256 с.
8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. А. Константинов. Москва : Классика-ХХI, 2005. 430 с.
9. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение". 2012. № 3. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 15.10.2017).
10. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 453 с.
11. Potts J.D., Cunningham S.D., Hartley J., Ormerod P. Social Network Markets : a New Definition of the Creative Industries // Journal of Cultural Economics. 2008. Vol. 32(3). P. 166—185.
12. Васнецкий А.А., Зуев С.Э. Культурные индустрии как значимый фактор политики [Электронный ресурс] // Власть. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-industrii-kak-znachimyy-faktorpolitiki (дата обращения: 15.10.2017).
13. Браун Дж. Культурные индустрии : Выявление культурных ресурсов территории [Электронный ресурс] : Презентация на семинаре "Культурные индустрии / Выявление культурных ресурсов территории " (14—18 июля 2003 г., Петрозаводск) // Институт культурной политики. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/64.html (дата обращения: 15.10.2017).
14. Богатырева Е.А. Фактор времени в становлении культурных индустрий [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2012. № 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/118.html (дата обращения: 15.10.2017).
15. Зеленцова Е.В. От творческих индустрий к творческой экономике // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 190—199.
16. Метелева Е.Р. Оценка социально-экономического эффекта от развития городских кластеров креативных и культурных индустрий // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2011. № 3. С. 26—43.
17. Лиханина Е.Н. Креативные и творческие индустрии как социально-культурное условие развития современного индустриального города // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4(33-1). С. 70—78.
18. Measuring the Economic Contribution of Cultural Industries : A Review and Assessment of Current Methodological Approaches. Montreal : UNESCO Institute for Statistics, 2012. 109 p.
19. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. Москва : Юстицинформ, 2009. 408 с.
20. Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения : сб. науч. статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ / под общ. ред. Ю.О. Папушиной, М.В. Матецкой. Санкт-Петербург : Левша, 2012. 136 с.
21. Румянцев М.В., Лаптева М.А., Зеленцова Е.В. и др. Междисциплинарное исследование креативных индустрий и творческой экономики Красноярска [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2012. № 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/110.html (дата обращения: 15.10.2017).
22. Творческие индустрии в современном городе : Как развивать талант и предпринимательство в Санкт-Петербурге : Программа содействия малым проектам приграничного сотрудничества Тасис. Санкт-Петербург ; Хельсинки ; Манчестер, 2002. 44 с.
23. Зеленцова Е.В., Мельвиль Е.Х. Развитие творческих индустрий в России : проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2011. № 4. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/92.html (дата обращения: 15.10.2017).
Рецензия
Для цитирования:
Лазарева О.В. Культурные индустрии: два аспекта понимания. Обсерватория культуры. 2017;14(6):670-676. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-670-676
For citation:
Lazareva O.V. Cultural Industries: Two Aspects of Comprehension. Observatory of Culture. 2017;14(6):670-676. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-6-670-676