Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-230-237

Полный текст:

Реферат

Актуализация роли системы художественного образования, направленной на выявление и обучение одаренных детей в сфере культуры, целеполагания дополнительных образовательных программ в области искусств вызвана концептуальными документами, принятыми за последнее пятилетие на высшем государственном уровне, а также отраслевыми органами государственной исполнительной власти. Мероприятия по реализации государственной культурной политики определяют реформирование системы художественного образования на долгосрочный период и направлены, прежде всего, на решение проблемы воссоздания отсутствующей в ряде субъектов Российской Федерации вертикали взаимодействия между региональными органами управления культурой и муниципальными образованиями по вопросу функционирования детских школ искусств и перспектив их развития. В ситуации децентрализации управления, возникшей вследствие разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти и местного самоуправления, а также ослабления творческих и методических связей между детскими школами искусств, профессиональными и высшими образовательными организациями, первопричиной которых называется в числе прочих ведомственная разобщенность, — ряд полномочий по координации деятельности учреждений дополнительного образования и органов управления культурой субъектов Российской Федерации возложен на региональные учебно-методические (ресурсные) центры. В статье рассматривается современная проблематика функционирования и взаимодействия учреждений дополнительного образования сферы культуры — детских школ искусств (по видам искусств) и дополнительного профессионального образования — учебно-методических центров. Особое внимание уделяется исторически сложившейся взаимосвязи детских школ искусств (по видам искусств) и учебно-методических центров (методических кабинетов), на которые возложена работа по научно-методическому, информационному обеспечению деятельности детских школ искусств. На основе ретроспективного анализа состояния региональных учебно-методических центров дается прогноз их развития в контексте реализации государственной культурной политики на этапе начала реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по перспективному развитию детских школ искусств на 2018—2022 годы. Данный документ, утвержденный в январе 2018 г., имеет своей целью объединение усилий Министерства культуры Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, особо акцентирует внимание на задаче сохранения и развития сети детских школ искусств, которые являются первым звеном в не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве российской трехуровневой системе художественного образования. Базируясь на примерах и показателях деятельности детских школ искусств Кировской области, автором делается прогноз вариативности решений учредителей региональных учебно-методических центров в пореформенный период, подчеркивается важность понимания роли системы образования в области искусств, особенно — дополнительного как основного ресурса развития культурного пространства регионов и в целом страны.

Об авторе

Ольга Владимировна Бакина
Учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства
Россия

Ольга Владимировна Бакина, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Кировской области, директор 

8, Spasskaya Str., Kirov, 610000



Список литературы

1. Культурно-исторический потенциал модернизации: парадоксы российской ментальности : сб. статей / отв. ред Д.В. Монастырский, Е.Д. Дерябина, Г.А. Цветкова. Москва : АПРИКТ, 2012. 457 с.

2. Теория, история и практика образования в сфере культуры : материалы XVII Междунар. науч.-метод. конф. (Барнаул, 16 марта 2017 г.) / отв. ред. Г.В. Говорухина. Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ин-та культуры, 2017. 267 с.

3. Образование и культура: потенциал взаимодействия и ресурсы НКО в социокультурном развитии регионов России. Теория и практики социокультурного развития : сб. материалов III Культурного форума регионов России (Москва — Волгоград — Новосибирск — Рязань — Сыктывкар, февраль — сентябрь 2017 г.) / сост. и общ. ред.: О.Н. Астафьева, О.В. Коротеева. Москва, 2017. 576 с.

4. Креативные технологии в социально-культурном пространстве : сб. науч.-метод. материалов / сост. Т.В. Рябова. Санкт-Петербург : Рос. творч. союз работников культуры, 2013. 224 с.

5. Астафьева О.Н., Коротеева О.В., Шибаева Е.А. Образование и культура в социокультурном развитии регионов России // Обсерватория культуры. 2017. № 14, № 6. С. 677—685. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-14-677-685.

6. Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 19 апр. 2016 г.) / сост. : Р.И. Садриев, Т.В. Абалимова, Е.Б. Гоглева ; гл. редактор Р.И. Садриев ; Мин-во культуры РТ ; ИДПО. Казань : Медицина, 2016. 444 с.

7. Лузан В.С. Роль профильного образования в сфере культуры и искусства в реализации государственной культурной политики [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2016. Т. 15. С. 1011—1015. URL: http://e-koncept.ru/2016/96117.htm (дата обращения: 05.09.2017).

8. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 15—16 окт. 2015 г.) / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. Челябинск : ЧИППКРО, 2015. 532 с.

9. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (Чита, дек. 2011 г.). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361 (дата обращения: 27.08.2017).

10. Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. № 4. Ч. I. Новосибирск : СибАК, 2011. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/iv/35782 (дата обращения: 27.08.2017).

11. Тикунова И.П. X Всероссийское совещание руководителей служб информации по культуре и искусству // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 6. С. 711—715. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-6-711-715.

12. Горбунова А.В. Деятельность служб информации по культуре и искусству: из опыта последних лет // Библиотековедение. 2016. Т. 1, № 1. С. 32—39. DOI: 10.25281/0869-608X-2016-1-1-32-39.

13. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс : офиц. сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.08.2017).

14. Аракелова А.О. О некоторых особенностях возникновения и развития системы профессионального музыкального образования в России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. С. 45—54.

15. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта. Москва : Учитель, 2009. 805 c.

16. Приказы Министерства культуры РФ об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ [Электронный ресурс] // Учеб.-метод. центр повышения квалификации работников культуры и искусства : сайт. URL: http://www.kultura-centr.ru/to_assist_edu/ФЕДЕРАЛЬНЫЕ%20ГОСУДАРСТВЕННЫЕ%20ТРЕБОВАНИЯ/ (дата обращения: 27.08.2017).

17. План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018—2022 годы [Электронный ресурс] // РОСКИ. Ин-т развития образования в сфере культуры и искусства : офиц. сайт. URL: http://www.iroski.ru/node/1213 (дата обращения: 02.02.2018).

18. О современном состоянии и перспективах развития детских школ искусств: решение коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 08.07.2017 № 16 [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://www.mkrf.ru/documents/o-sovremennom-sostoyanii-i-perspektivakh-razvitiya-detskikh-shkol-iskusstv(дата обращения: 05.09.2017).

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 05.04.2017).

20. Совещание по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере искусства [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56119 (дата обращения: 09.02.2018).


Для цитирования:


Бакина О.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):230-237. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-230-237

For citation:


Bakina O.V. ADDITIONAL EDUCATION AS THE MAIN RESOURCE FOR DEVELOPING THE SPHERE OF CULTURE. Observatory of Culture. 2018;15(2):230-237. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-230-237

Просмотров: 267


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)