Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИФ О ФАКУНДО КИРОГЕ В КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЕ МИРА АРГЕНТИНЦЕВ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-238-244

Реферат

К моменту провозглашения независимости в странах Латинской Америки сформировалось просвещенное сословие, принципиально отличавшееся от своих предшественников автономией по отношению к государственной власти. Несмотря на идеологические различия, их общей миссией было составить «символическую карту» новообразованных республик, наделив обширное, этнически и социально неоднородное пространство родной земли новыми культурными смыслами.

Писателям, поэтам, историкам и публицистам второй половины XIX в. предстояло в первую очередь переосмыслить на американской почве такие устоявшиеся в европейском сознании политические концепты, как «государство» и «нация». Для решения этой задачи литераторы заимствовали отточенные в Европе формальные методы и приемы. Так, в рамках латиноамериканского социального романтизма поиск национальной идентичности совершался путем обращения к мифу.

В статье рассматривается опыт литературного мифотворчества в трудах аргентинских последователей романтизма. Основным материалом данного лингвокультурологического исследования послужило программное произведение просветителя и государственного деятеля Доминго Фаустино Сармьенто (1811—1888) «Цивилизация и варварство: Жизнеописание Хуана Факундо Кироги, а также физический облик, обычаи и нравы Аргентинской Республики».

Изданное в 1845 г., в разгар многолетнего гражданского противостояния в Аргентине, оно снискало у соотечественников успех как жестокий памфлет в адрес бывшего тогда правителя, губернатора провинции Буэнос-Айрес Х.М. Росаса, чья единоличная власть опиралась на местах на грубую силу народных каудильо. Между тем глубинный замысел текста воплотился в центральной фигуре повествования, «злом гаучо» Факундо Кироге. На историческом материале гражданской войны первой трети XIX в. писатель создал мифоэпического героя, призванного персонифицировать подспудные движения молодой аргентинской нации.

В ходе структурного анализа мифа о харизматичном народном лидере Факундо выделяются мифологические ипостаси этого сложного художественного образа, органично сочетающего в себе черты первопредка, тотема, трикстера и героя. Следует вывод о роли литературного мифа как культурного медиатора аргентинского общества.

Об авторе

Юлия Анатольевна Ларикова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Юлия Анатольевна Ларикова, старший преподаватель

Кафедра иностранных языков № 2

Стремянный пер., д. 36, Москва, 117997



Список литературы

1. Кондаков И.В.Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / И.В. Кондаков, К.Б. Соколов, Н.А. Хренов. Москва : Прогресс-Традиция, 2011. 1023 с.

2. Rama A. La ciudad letrada. Uruguay : Arca, 1998. 126 p.

3. Myers J. La revolución en las ideas: La generación romántica de 1837 en la cultura y la política argentinas // Nueva historia argentina. T. 3. Buenos Aires : Sudamericana, 2005. P. 381—445.

4. Montaldo G. El cuerpo de la patria: Espacio, naturaleza y cultura en Bello y Sarmiento // Hispamérica. 1994. № 3. P. 3—20.

5. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. Москва : Мысль, 1966. 496 с.

6. Полякова О.Л., Казакова И.Б. Литературный миф Нового времени: Опыт структурирования у И.В. Гете и Дж. Китса // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. 2012. № 2. С. 185—190.

7. Кутейщикова В.Н. Литература Мексики // История литератур Латинской Америки. Т. II. Москва : Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 1988. С. 144—190.

8. Echeverría E. La Cautiva. El Matadero. Buenos Aires : Huemul, 1970. 150 p.

9. Sarmiento D.F. Facundo o civilización y barbarie. Buenos Aires : Sopena, 1960. 261 p.

10. Hernández J. Martín Fierro. Madrid : Ed. Cátedra, 2005. 424 p.

11. Творчество Доминго Фаустино Сармьенто и литературное развитие в 50—70-х годах // История литератур Латинской Америки. Т. II. Москва : Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 1988. С. 452—474.

12. De la Fuente A. Civilización y barbarieʼ: fuentes para una nueva explicación del Facundo [Электронный ресурс] // Boletín del Instituto de Historia Argentina y Americana Dr. Emilio Ravignani, 2016. URL: http://www.scielo.org.ar/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0524-97672016000100005#2 (дата обращения: 17.01.2018).

13. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. Москва : Территория будущего, 2007. 329 с.

14. Романова Г.С. Эвита: создание имиджа дискурсивными средствами // Ибероамериканские тетради. 2016. № 12. С. 168—180.

15. Сармьенто Д.Ф. Цивилизация и варварство : Жизне¬описание Хуана Факундо Кироги, а также физический облик, обычаи и нравы Аргентинской Республики. Москва : Наука, 1988. 272 с.

16. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репр. Москва : Восточная литература, 2000. 407 c.

17. Sarmiento D.F. Mi defensa [Электронный ресурс] // Biblioteca virtual universal, 2003. URL: http://www.biblioteca.org.ar/libros/300733.pdf (дата обращения: 17.01.2018).

18. О литературе и культуре Нового Света [Электронный ресурс]. Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2014. 888 с. URL: https://play.google.com/books/reader?id=8lkDCwAAQBAJ&printsec=frontcover&pg=GBS.PP1 (дата обращения: 03.03.2018).

19. Леви-Стросс К. Структурная антропология / [пер. с фр. В.В. Иванова]. Москва : Академический проект, 2008. 554 с.

20. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва : Прогресс, 1989. 616 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ларикова Ю.А. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИФ О ФАКУНДО КИРОГЕ В КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЕ МИРА АРГЕНТИНЦЕВ. Обсерватория культуры. 2018;15(2):238-244. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-238-244

For citation:


Larikova Yu.A. THE LITERARY MYTH OF FACUNDO QUIROGA IN THE CULTURAL WORLDVIEW OF ARGENTINES. Observatory of Culture. 2018;15(2):238-244. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-238-244

Просмотров: 992


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)