Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Архетипы художественного формообразования в контексте архитектуры — дом и храм

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-36-46

Полный текст:

Реферат

В статье исследуются закономерности формообразования в архитектуре через призму архетипов и архетипических образов. Пространственное формообразование древних цивилизаций рассматривается в контексте общей системы архетипических образов, являющихся источником смыслообразования в искусственной среде. Главным достоинством статьи является размежевание архитектурного архетипа и архетипических образов в архитектуре. В этом контексте изучаются возможные варианты пространственных архетипов городской среды на макро- и микроуровне. Дом и Храм рассматриваются как основополагающие архетипы в архитектуре. Определяется роль и место формообразования в современной культурной ситуации.

Впрочем, отмечено, что пространственные архетипы — более широкое понятие, чем только область применения архитектурного архетипа. Таким образом, выявляется иерархия этого явления культуры в пространственных искусствах. Как это часто бывает в области искусства — сложно провести четкую границу между архетипическим и пространственным образами. Башня, являясь ярким примером архитектурного архетипа, одновременно рассматривается нами как пространственный архетип.

В статье отмечается возможность появления нового архетипического образа в современной России, общую культурную ситуацию которой можно охарактеризовать как крайне изменчивую и неоднозначную. Предполагает ли это создание иных архетипических образов или только отказ от традиционных c заменой их прозападными образцами? Во всяком случае существует вероятность создания новых моделей и образов, определяющих появление и развитие новой парадигмы в период глобальных преобразований. При создании нового образа в культуре и искусстве архетипы художественного формообразования так же как и в традиционном варианте накладывают свой отпечаток на облик материально-пространственной среды. Появление нового доминирующего образа в пространстве российской архитектуры и дизайна среды обусловливается не только творческим потенциалом, но и экономическими и политическими причинами, как, например, в случае создания комфортной среды дворов. Между тем двор в русской культуре, на наш взгляд, может претендовать на статус архетипа.

Мы можем предположить, что все же будет сохраняться некое идеальное пространство, которое у каждого в своей собственной интерпретации связано с детскими воспоминаниями, поэтому так важно для нас сохранение отеческого дома с прилегающей территорией для обретения некоего психологического комфорта. Дом и Храм в этом контексте становятся практически равнозначными.

Об авторах

Екатерина Владимировна Байкова
Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина
Россия

Институт урбанистики, архитектуры и строительства (УРБАС), кафедра дизайна архитектурной среды,
профессор

Политехническая ул., д. 77, Саратов, 410054, Россия

доктор культурологии, доцент

ORCID 0000-0002-1576-771X; SPIN 5069-7944



Марина Анатольевна Светличная
Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина
Россия

Институт урбанистики, архитектуры и строительства (УРБАС), кафедра дизайна архитектурной среды,
дизайнер интерьера

Политехническая ул., д. 77, Саратов, 410054, Россия

ORCID 0000-0001-9796-9819



Список литературы

1. Дали С. 50 магических советов мастерства. Москва : Эксмо-Пресс, 2002. 271 с.

2. Пидоу Д. Геометрия и искусство. Москва : Мир, 1979. 332 с.

3. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. Москва : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1936. 308 с.

4. Габричевский А.Г. Морфология искусства. Москва : Аграф, 2002. 864 с.

5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Москва : Интерпракс, 1994. 231 с.

6. Копцик В.А. На пороге XXI века: Диалог естественных и гуманитарных наук (проблемы симметрии художественного текста) // Математика и искусство. — Москва : Прогресс-Традиция, 1997. С. 77—87.

7. Фрейверт Л.Б. Архетипы художественного формообразования средовых объектов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 9 : (Спец. прил.). С. 28—34. URL: http://scipeople.ru/publication/5976 (дата обращения: 28.11.2019).

8. Юнг К.Г. Архетип и символ / пер. с нем. Москва : Ренессанс, 1991. 297 с.

9. Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. Москва : КДУ, 2011. 416 с.

10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/8ee (дата обращения: 01.11.2019).

11. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство / пер. с англ. Москва : REFL-book, 1996. 304 с.

12. Юнг К.Г. К психологии восточной медитации [Электронный ресурс]. URL: https://carljung.ru/Library/KVostMedit.htm (дата обращения: 01.11.2019).

13. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. Москва : Прогресс, 1999. 265 с.

14. Байкова Е.В. Биоморфизм как система образного моделирования в культуре : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01. Саратов, 2011. 394 с.

15. Громов М.Н. Архитектура как образ мира / М.Н. Громов // Мир культуры. Вып. II. Москва : Гос. акад. славянской культуры, 2000. С. 106—112.

16. Птичникова Г.А. Градостроительство и архитектура Швеции. 1980—2000 : монография. Санкт-Петербург : Наука, 1999. 199 с.

17. Птичникова Г.А., Ястребова Н.А. Архитектурный образ города и время: эволюции, трансформации, деформации (на примере Волгограда) // Архитектура и время. 2012. № 5. С. 7—14.

18. Боброва Л.А. 2015.02.015. Мухин А.С. Архитектура и архетип. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. 307 с. : [аннотация] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2015. № 2. С. 96—101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24748084 (дата обращения: 01.11.2019).

19. Власов В.Г. Именования и архетипы в архитектуре: тема стены и проема // Архитектон: известия вузов. 2018. № 4 (64). С. 1—25.

20. Кузьмин А.С. Сыхэюань как архетип китайской архитектуры // Новые идеи нового века : материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. Хабаровск, 2014. Т. 1. С. 173—177.

21. Колеватых Д.А. Архетипы вчера и сегодня. Современные архетипы в Российской архитектуре // Вестник Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Градостроительство и архитектура. 2015. № 3 (20). С. 31—40.

22. Коротич А.В. Исторические архетипы в композиционно-художественном развитии современной высотной архитектуры // Архитектон: известия вузов. 2018. № 2 (62). С. 21—43.

23. Лобанов Е.Ю. Дизайн среды и архетипы пространственной организации // Архитектон: известия вузов. 2012. № 3 (39). С. 76—86.

24. Мухин А.С. Архетип пещеры в символическом поле архитектуры // European Social Science Journal. 2013. № 8—1 (35). С. 52—61.

25. Мухин А.С. Архитектура и архетип. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2014. 307 с.

26. Мухин А.С. Архитектура как архетипическое проявление институций культурного сознания : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2014. 53 с.

27. Слепцов Д.О. Русский православный храм как национальный символ // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2011. № 4. С. 1—9.

28. Смирнова Т.Ю. Архетипический базис топонимического концепта «Суздаль» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (10) : в 3 ч. Ч. 1. С. 162—164.

29. Стеклова И.А. Архитектура как модель понимания и объяснения мира // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 744—748.

30. Тиняева Н.В. Двор как феномен городской среды // Architecture and Modern Information Technologies. 2012. №2 (19). С. 10.

31. Ткачёв В.Н. Архетип колеса в архитектуре // Научное обозрение. 2015. № 24. С. 10—15.

32. Фёдоров А.Н. Образец в церковной архитектуре и изобразительном искусстве: некоторые аспекты темы // Научные труды. 2017. № 40. С. 3—12.

33. Иванова А.П. Харбинские мечети: к проблеме генезиса дальневосточной версии стиля Moresque // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2014. Т. 5. № 4. C. 974—982.

34. Михайлова Ю.Ю. Интерпретация готики в американской архитектуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. №3 (24). С. 109—116.

35. Чеджемова З.М. Башенная архитектура Осетии-Алании // Альманах современной науки и образования. 2013. №1 (68). С. 155—156.

36. Мухин А.С. Дом человека и божества: сакральные характеристики архитектурного объекта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 12 (38) : в 3 ч. Ч. I. C. 133—137.

37. Петров-Спиридонов Н.А. Информационно-логическое и историческое наполнение понятия архетипа русского православного храма// Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №3 (44). С.124—146.

38. Шутова Е.В. Бытие архетипов «Дом» и «Бездомье» в русской литературе // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 19. С. 77—82.

39. Завер Т.В. Бездомье персонажей М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4А. С. 232—238.

40. Шубенков М.В. Структура архитектурного пространства: автореф. дис. ... д-ра архитектуры : 18.00.01 / Московский архитектурный ин-т. Москва, 2006. 58 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003309446.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

41. Лапшина Е.Г. Башня в городе. Историческая динамика пространственных архетипов // Архитектура и строительство в России. 2011. № 6. С. 2—9.

42. Рошаль В.М. Символы и знаки : Арканы Таро, коды тайных обществ и значения древних артефактов [Электронный ресурс] // ЛитМир : электрон. б-ка. URL: https://www.litmir.me/br/?b=555288&p=1 (дата обращения: 01.11.2019).


• В статье на основе методов структурно-семиотического подхода исследуется проблема формообразования и архетипизации в архитектуре.

• Раскрывается значение архитектурного (а также пространственного) архетипов и архетипических образов в архитектуре как явлений культуры.

• Дом и Храм рассматриваются как основополагающие архетипы в архитектуре, связанные с образом Райского Сада и символизирующие пространство защищённости.

Для цитирования:


Байкова Е.В., Светличная М.А. Архетипы художественного формообразования в контексте архитектуры — дом и храм. Обсерватория культуры. 2020;17(1):36-46. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-36-46

For citation:


Baykova E.V., Svetlichnaya M.A. Archetypes of Artistic Form Making in the Context of Architecture — the House and the Temple. Observatory of Culture. 2020;17(1):36-46. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-36-46

Просмотров: 382


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)