КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК ДРАЙВЕР ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187
Реферат
Современная социология рассматривает культурный капитал как один из существенных факторов культурного потребления. Однако использование этого понятия в эмпирических исследованиях культурологической направленности до сих пор наталкивается на серьезные трудности, связанные с концептуальной неоднозначностью термина и невозможностью измерения культурного капитала методами, традиционно используемыми в социологии культуры и искусства. Рассматриваются методологические проблемы концептуализации понятия «культурный капитал» с точки зрения культурологии как одного из ключевых драйверов, определяющих объемы и характер культурного потребления. Смысловую доминанту статьи составляет обоснование и изложение практического опыта определения количественной меры культурного капитала с использованием современных аналитических методов, которое было осуществлено автором в ходе масштабного конкретно-социологического исследования аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи. В ходе изучения было проверено несколько гипотез о связи меры культурного капитала с индивидуальными особенностями его передачи и накопления, а также о его влиянии на характер и масштабы культурного потребления, в частности, посещаемости учреждений культуры и искусства. Полученные результаты опровергают некоторые устоявшиеся стереотипы о влиянии образования и возраста на потребление искусства и уточняют представления о поведенческих особенностях аудитории художественного музея. Выводы, сделанные по материалам данного исследования, представляются не частным результатом отдельно взятого эмпирического опыта; они вскрывают некоторые общие закономерности культурного потребления и полностью вписываются в широкий контекст мировой практики научных исследований аудитории искусства. Приводимые результаты исследования убедительно показывают потенциал и высокую объясняющую способность культурного капитала как движущего фактора потребления искусства.
Об авторе
Александр Анатольевич УшкаревРоссия
Ушкарев Александр Анатольевич, кандидат искусствоведения, доцент. старший научный сотрудник
Отдел общей теории искусства и культурной политики
Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009
Список литературы
1. Ateca-Amestoy V. Determining heterogeneous behavior for theatre attendance. Journal of Cultural Economics. 2008, № 3 (2). P. 127—151.
2. Brida J.G., Meleddu M., Pulina M. Factors Influencing the Intention to Revisit a Cultural Attraction: The Case Study of the Museum of Modern and Contemporary Art in Rovereto // Journal of Cultural Heritage. 2012. Vol. 13, № 2. P. 167—174.
3. Frateschi C., Lazzaro E., Palma Martos L. A Comparative Econometric Analysis of Museum Attendance by Locals and Foreigners: the Case of Padua and Seville // Estudios de Economia Aplicada. 2009. Vol. 27, № 1. P. 175—196.
4. Seaman Bruce A. Attendance and Public Participation in the Performing Arts: A Review of the Empirical Literature / Georgia State University. Andrew Young School of Policy Studies. Research Paper Series. Working Paper, 2005, 06—25 August. 165 p.
5. Ушкарев А. Третьяковская галерея: детерминанты посещаемости // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 5. С. 558—568. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-558-568.
6. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge : Cambridge University Press, 1977. 256 p.
7. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60—74.
8. Stigle G.J., Becker G.S. De Gustibus Non Est Disputandum // American Economic Review, 1977. № 67 (2). P. 76—90.
9. Большаков Н.В. Измерение культурного капитала: от теории к практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6 (118). С. 3 — 12.
10. Нестик Т. Культурный, социальный и символический капиталы (обзорный материал) [Электронный ресурс] // Альманах «Восток». 2004. № 2 (14). URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_325.htm#_ftn2 (дата обращения: 16.03.2017).
11. Di Maggio P. Cultural Capital and School Success: The Impact of Status Culture Participation on Grades of U.S. High School Students // American Sociological Review. 1982. Vol. 47 (2). P. 189—201.
12. Notten N., Lancee B., van de Werfhorst H.G., Ganzeboom H.B.G. Educational stratification in cultural participation: Cognitive competence or status motivation? // GINI Discussion Paper. 2013. № 77. 46 p.
13. Brida J.G., Dalle-Nogare C., Scuderi R. How Often to a Museum? Motivations matter [Электронный ресурс] // Bozen Economics & Management Paper Series. 2014. № 16. URL: http://pro1.unibz.it/projects/economics/repec/bemps16.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
14. Ушкарев А.А. Аудитория посетителей Государственной Третьяковской галереи: Программа социологического исследования. Москва : Государственный институт искусствознания, 2015. 48 с.
15. Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения за рубежом // Культура и искусство. 2017. № 6 (37). С. 63—77.
16. Ушкарев А.А. Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России // Культура и искусство. 2017. № 7 (38). С. 36—49.
17. Колб Б. Исследование аудитории Лондонского Филармонического Оркестра [Электронный ресурс] // Арт-менеджер : журнал. 2003. № 2(5). URL: http://www.artmanager.ru/articles/howto/157-007.html (дата обращения: 28.11.2016).
18. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии / ред. А.Я. Рубинштейн. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1998. 352 с.
19. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес : в 3 т. Т. 1. Рынок культурных услуг: Публика театра 90-х годов / отв. ред. : А.Я. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин. Санкт-Петербург, 2002. 634 с.
20. Рубинштейн А.Я. Публика концертов «Моцарт-марафона»: опыт социологического исследования. Москва : Институт экономики РАН, 2014. 80 с.
21. Ушкарев А.А. Современный опыт социологических исследований театральной публики // Культура в фокусе научных исследований. По материалам конференции памяти Б.Ю. Сорочкина : сборник статей. Москва : Государственный институт искусствознания, 2017. С. 63—88.
22. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste / Transl. by R. Nice. Cambridge : Harvard University Press, 1984. 613 p.
23. Иевлева Н.В., Потапова М.В. Музей и публика. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013. 198 с.
24. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология. Санкт-Петербург, 2001. 557 с.
Дополнительные файлы
|
1. Сравнение кривых распределения совокупной аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи по уровню образования и по культурному капиталу | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(113KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Ушкарев А.А. КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ КАК ДРАЙВЕР ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА. Обсерватория культуры. 2018;15(2):178-187. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187
For citation:
Ushkarev A.A. CULTURAL CAPITAL AS A DRIVER OF ART CONSUMPTION. Observatory of Culture. 2018;15(2):178-187. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-2-178-187