АРХИТЕКТОР ОГАСТЕС УЭЛБИ НОРТМОР ПЬЮДЖИН И КАТЕГОРИИ «ИСТОРИЗМА»
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-364-373
Реферат
Обращение к прошлому во имя решения проблем сегодняшнего дня — весьма плодотворная, хотя и не единственная стратегия выработки культурной идентичности. Деятельность английского архитектора О.У.Н. Пьюджина трактуется в литературе как одно из ключевых явлений эпохи историзма XIX века. Однако картина мира, раскрывающаяся в текстах архитектора, решительно неисторична. О.У.Н. Пьюджин, чья деятельность разворачивалась в первой половине XIX в., мог выбирать между тремя стратегиями использования прошлого — классицизмом, историзмом и антикварной традицией (пассеизмом). Классицизм активно изменяет мир во имя идеала, находящегося вне исторического контекста. Историзм имеет дело с прошедшими культурами, но не претендует на тотальное преобразование мира по подобию какой-либо из них. Среди множества образцов он ищет не идеального, но комплиментарного своим настроениям или настроениям момента. Антикварная традиция имеет дело с неким предыдущим состоянием своей культуры и стремится (в отдельных случаях) его восстановить. Фигура О.У.Н. Пьюджина важна в данном контексте как пример серьезного и прямолинейного отношения к историческим прообразам, сочетающегося с эстетической критикой современного ему общества. Благодаря особенностям своего воспитания и жизненного пути, О.У.Н. Пьюджин воспринимал архитектуру первой половины XIX в. со стороны, как маргинал или аутсайдер. Тем не менее ему удалось оказать на нее существенное влияние, и в статье предпринята попытка показать, что это влияние было закономерным следствием его взглядов. Мировоззрение О.У.Н. Пьюджина и его тексты (в особенности «Противопоставления») оказываются для своего времени полностью анахроничными, поскольку следуют антикварной традиции XVI—XVII веков. Парадоксальным образом именно эта анахроничность позволила ему стать реформатором архитектуры: не придавая значения изменившимся общественным условиям, он старался возвратить архитектуру в некое идеальное состояние, полагая таковым готику.
Список литературы
1. Дегтярев В.В. Архитектор Огастес Уэлби Пьюджин и антикварная традиция // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 4. С. 445—451. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-4-445-451.
2. Pevsner N. An Outline of European Architecture. London etc. : Penguin books, 1990. 496 p.
3. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. Москва : Стройиздат, 1997. 557 с.
4. Поппер К. Нищета историцизма : [Пер. с англ.]. Москва : Прогресс : VIA, 1993. 185 с.
5. O’Hear A. Historicism and Architectural Knowledge // Philosophy. 1993. Vol. 68, no. 264. P. 127—144.
6. Crook J.M. The Dilemma of Style. Architectural Ideas from the Picturesque to the Post-Modern. Chicago : University of Chicago Press, 1987. 348 p.
7. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Ленинград : Лениздат, 1990. 349 с.
8. Jencks Ch. What is Post-Modernism? London : Academy Editions, 1996. 80 p.
9. Грюнебаум Г.Э. фон. О понятии и значении классицизма в культуре // Основные черты арабо-мусульманской культуры : статьи разных лет : [переводы]. Москва : Наука, 1981. С. 192—216.
10. Vine A. In Defiance of Time. Antiquarian Writing in Early Modern England. Oxford-New York : Oxford University Press, 2010. 244 p.
11. Momigliano A. Ancient History and the Antiquarian // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1950. Vol. 13. No. 3/4. P. 285—315.
12. Hill R. Antiquaries in the Age of Romanticism: 1789—1851. PhD Thesis. London : University of London, 2011. URL: https://qmro.qmul.ac.uk/xmlui/bitstream/handle/123456789/2680/HILLAntiquaries2011.pdf?sequence=1 (дата обращения: 22. 01. 2018).
13. Pevsner N. Ruskin and Viollet-le-Duc. Englishness and Frenchness in the Appreciation of Gothic Architec¬ture. London : Thames and Hudson, 1969. 48 p.
14. Watkin D. Morality and Architecture. Chicago : University of Chicago Press, 1984. 126 p.
15. Виолле-ле-Дюк Э. Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. Москва : Типография А. Гатцука, 1879. 436 с.
16. Moller G. An Essay on the Origin and Progress of Gothic Architecture, traced in and deduced from the Ancient Edifices of Germany, with references to those of England, etc. from the Eighth to the Sixteenth Centuries. London : Priestley and Weale, 1824. 146 p.
17. Pevsner N. Some Architectural Writers of the Nineteenth Century. Oxford : Oxford University Press, 1972. 384 p.
18. Hill R. God’s Architect. Pugin and the Building of Romantic Britain. London : Penguin, 2007. 610 p.
19. Pugin A.W. Contrasts: or, A Parallel between the Noble Edifices of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, and Corresponding Buildings of the Present Day; Shewing (sic!) the Present Decay of Taste. London : Published by the Author, 1836. 136 p.
20. Stanton P.B. Pugin: Principles of Design versus Revivalism // Journal of the Society of Architectural Historians. 1954. Vol. 13. No. 3. P. 20—25.
21. Clark K. The Gothic Revival. An Essay in the History of Taste. New York : Harper & Row, 1974. 240 p.
22. Pugin A.W. The True Principles of Pointed or Christian Architecture. London : John Weale, 1841. 68 p.
23. Conner P.R.M. Pugin and Ruskin // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1978. Vol. 41. P. 344—350.
24. Trappes-Lomax M. Pugin. London : Sheed & Ward, 1932. 358 p.
Рецензия
Для цитирования:
Дегтярев В.В. АРХИТЕКТОР ОГАСТЕС УЭЛБИ НОРТМОР ПЬЮДЖИН И КАТЕГОРИИ «ИСТОРИЗМА». Обсерватория культуры. 2018;15(3):364-373. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-364-373
For citation:
Degtyarev V.V. Architect Augustus Welby Northmore Pugin and the Category of Historicism. Observatory of Culture. 2018;15(3):364-373. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-364-373