Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ЛОГИКА ИСТОРИИ ЗАПАДА: ТРИ ЭПОХИ

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-260-270

Полный текст:

Реферат

Постмодернистский поворот последней четверти ХХ века, который заключался в окончательном отказе от гранднарративов, превращает великие философские системы в один из регионов мифологических повествований. Однако этот факт не отменяет необходимости осмысления современной ситуации, ставшего неотъемлемым атрибутом модерной идентичности. На этом пути все большую значимость приобретают универсализирующие метафоры, обобщающие знание на интуитивном уровне эстетического восприятия. С точки зрения такого философско-метафоричного инструментария историю Запада схематично можно описать в виде трех эпох, символами которых соответственно выступают Ум (разум), Рассудок, Чувственность, каждой из которой свойственны уникальные системообразующие смыслы, предполагающие релевантные им культурные практики. Ум, или эпоха Античности, утверждает тождественность несокрытого в реальности с онтологической основой существующего – космическим умом. Христианское Средневековье возводит грань между миром божественных архетипов и грешной эмпирией. Уделом и символом человеческого становится Рассудок. Новая эпоха или Модерн сосредотачивается на здесь и сейчас происходящем, сводит реальность к сиюминутному и прагматичному, а потому и может быть описан как эпоха Чувственности. Таким образом понимаемая логика истории Запада, позволяет по-новому посмотреть на весь исторический процесс, в тоже время, противопоставив ее (логику) ставшему классическим со времен М. Вебера взгляду на историю как на поступательный процесс расколдования, в результате которого человечество телеологически движется к воплощению формальной рациональности.

Об авторе

Виктор Сергеевич Левицкий
Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации
Украина
к.филос.н, директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации


Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Санкт-Петербург : Наука, 2015. 443 с.

2. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох : Мюнхенские лекции 1827—1828 гг. в записи Эрнста Ласо. Томск : Водолей, 1999. 320 с.

3. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Москва : Политиздат, 1959. Т. 13. С. 1—167.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск : Наука, 1993. 592 с.

5. Тойнби А. Постижение истории. Москва : Прогресс, 1991. 736 с.

6. Хайдеггер М. Бытие и время. Санкт-Петербург : Наука, 2006. 466 с.

7. Ясперс К. Философия : в 3 кн. Москва : Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 384 с.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Москва : Ермак ; АСТ, 2005. 592 с.

9. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. Москва : Русское феноменологическое общество, 1996. 282 с.

10. Латур Б. Нового времени никогда не было : Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д.Я. Калугина ; науч. ред. О.В. Хархордин. Санкт-Петербург : Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге, 2006. 240 с.

11. Козловский П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Судьбы гегельянства : философия, религия и политика прощаются с модерном. Москва : Республика, 2000. С. 348—373.

12. Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. Москва : Мысль, 1970. Т. 3. С. 553—577.

13. Данилевский Н.Я. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Санкт-Петербург : Изд-во С.- Петербург. ун-та ; Глаголь, 1995. 552 с.

14. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва : Политиздат, 1992. С. 425—504.

15. Платон. Диалоги / [пер. с древнегреч. В.С. Соловьева]. Москва : РИПОЛ классик, 2016. 576 с.

16. Плотин. Шестая эннеада: трактаты VI—IX. Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2016. 416 с.

17. Аристотель. Метафизика. Москва: Издательство «Э», 2016. 448 с.

18. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Москва : Ладомир, 1994. 716 с.

19. Фома Аквинский. Сумма Теологии. Москва : Ника-Центр, 2005. 576 с.

20. Иоанн Дунс Скот, блаж. Избранное. Москва : Изд-во францисканцев, 2001. 584 с.

21. Оккам У. Избранное. Москва : Ленанд, 2015. 280 с.

22. Бэкон Р. Великое сочинение [Электронный ресурс] // Восточная литература : Средневековые исторические источники Востока и Запада. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Bacon_Roger/frametext1.htm (дата обращения: 30.05.2018).

23. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и транс­цендентальная феноменология : Введение в феноменологическую философию. Санкт-Петербург : Наука, 2013. 494 с.

24. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / пер. с англ. А.Н. Савина // Локк Дж. Сочинения : в 3-х т. Москва : Мысль, 1985. Т. 1. 623 с. ; Т. 2. 560 с.

25. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли. Сочинения. Москва : Hаука, 1978. С. 152—247.

26. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой. Москва ; Ленинград : ОГИЗ — СССР, 1948. 380 с.

27. Декарт Р. Сочинения. Санкт-Петербург : Наука, 1992. 656 с.

28. Кант И. Критика чистого разума. Москва : Эксмо, 2016. 736 с.

29. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения [Электронный ресурс] // Цифровая библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000076/st000.shtml (дата обращения: 30.05.2018).

30. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — Венский кружок // Аналитическая философия / под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. Москва : РУДН, 2006. 622 с.

31. Юнгер Э. О боли // Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Санкт-Петербург : Наука, 2002. С. 471—527.

32. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культуре средневековья. Киев : Путь к истине, 1992. С. 49—78.


Для цитирования:


Левицкий В.С. ЛОГИКА ИСТОРИИ ЗАПАДА: ТРИ ЭПОХИ. Обсерватория культуры. 2018;15(3):260-270. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-260-270

For citation:


Levitsky V.S. The Logic of the West’s History: Three Ages. Observatory of Culture. 2018;15(3):260-270. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-3-260-270

Просмотров: 99


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)