Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Стимулы чтения в системе социокультурной регуляции читательской деятельности

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-5-542-555

Реферат

До сих пор нет весомых результатов, свидетельствующих об эффективности резко активизировавшейся в последние годы в России программно-проектной деятельности по поддержке и развитию чтения. Во многом это объясняется отсутствием системы представлений о стимулах, побуждающих человека практиковать те или иные действия, способствующие чтению. Интенсивность и содержание читательской деятельности определяют объективные процессы общественного развития. Вместе с тем она испытывает на себе влияние системы социальной регуляции читательского поведения, которую осуществляют институциональная и неинституциональная сферы.

Институциональная регуляция, представленная системой властных структур, официальных социально-коммуникационных институтов, реализуется посредством директивных, регламентирующих, нормативно-правовых докумен­тов, культурной политики, определяющей культурный ландшафт, а также позиционированием институтов инфраструктуры чтения. Для последних в настоящее время характерна тенденция использования мягких методов побуждения к чтению на основе субъект-субъектного взаимодействия с реальными и потенциальными читателями с помощью специфических средств воздействия. Все шире используются технологии рекламы и пропаганды, методы и средства социальной технологии и социальной инженерии, социального планирования и прогнозирования, элементы психологии управления. В неинституциональной сфере стимулирование чита­тельской деятельности реализуется на осно­ве традиций, обычаев, привычек, настроений, ценностных представлений. Главенствующую роль здесь играет социальное окружение: семья, круг непосредственного общения, референтные и субкультурные группы, сетевые читательские сообщества.

Обе сферы взаимодействуют, по-своему отражая друг друга. Знание о процессах, происходящих в сфере общественной самодеятельности, позволит институтам инфраструктуры чтения гармонизировать собственную деятельность, приведя ее в состояние, соответствующее реальным запросам различных групп потенциальных или реальных читателей на основе социально-психологических механизмов общения, рекомендаций «значимых других», разнообразных проявлений моды в чтении.

В статье показано, что в системе работы по поддержке и развитию чтения необходимо выявлять и называть наиболее действенные стимулы, обусловленные социально-культурным контекстом; стимулы, порождаемые сферой институциональной регуляции на уровне властных структур и институтов инфраструктуры чтения, а также стихийно формирующиеся в сфере неинституциональной регуляции читательской деятельности. Происходящее в неинституциональной сфере должно стать для сферы институциональной важным ориентиром для корректировки собственной деятельности и поиска наиболее результативных управленческих решений и средств взаимодействия с читателями.

Об авторах

Виолетта Яковлевна Аскарова
Челябинский государственный институт культуры
Россия

кафедра библиотечно-информационной деятельности,
профессор
Орджоникидзе ул., д. 36 а, Челябинск, 454091, Россия

доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, профессор



Сергей Борисович Синецкий
Челябинский государственный институт культуры
Россия

кафедра культурологии и социологии,
профессор
Орджоникидзе ул., д. 36 а, Челябинск, 454091, Россия

доктор культурологии, доцент



Владимир Самойлович Цукерман
Челябинский государственный институт культуры
Россия

кафедра культурологии и социологии,
профессор
Орджоникидзе ул., д. 36 а, Челябинск, 454091, Россия

доктор философских наук, профессор



Список литературы

1. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] // Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. URL: http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (дата обращения: 16.10.2018).

2. Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Москва : [Б. и.], 2016. 25 с.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения: год восьмой : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 20—21 ноября 2014 г.). Москва. : Межрег. центр библиот. сотруд., 2015. 224 с.

4. Национальная программа поддержки и развития чтения: год девятый : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 26—27 ноября 2015 г.). Москва : Межрег. центр библиот. сотруд., 2016. 280 с.

5. Аскарова В.Я. Национальная программа поддержки детского, подросткового и юношеского чтения в контексте федеральной и региональной культурной политики: необходимые шаги // Подготовка Программы поддержки детского и юношеского чтения: подходы и решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 22 ноября 2016 г.). Москва : Межрег. центр биб­лиот. сотруд., 2017. С. 62—84.

6. Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. Москва : Наука, 2004. 188 с.

7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. Москва : Наука, 1978. 311 с.

8. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Москва : Наука, 1979. 339 с.

9. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. История мировой журналистики. Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2003. 432 с.

10. Блюм А.В. За кулисами «Министерства правды» (1917—1929). Санкт-Петербург : Академ. проект, 1994. 320 с.

11. Funtova D.F., Sinetskiy S.B. The Space of Cultural Values in the Modern Russian Literature // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. Т. 11, № 6. С. 927—934.

12. Соковиков С.С. Мистерия книги: социокультурные контексты визуальных репрезентаций книги в культурном пространстве // От Года литературы — к веку чтения : коллектив. моногр. Москва, 2016. С. 173—226.

13. Соковиков С.С. Памятник книге как культурный текст // Чтение на евразийском перекрестке : Четвертый Междунар. интеллектуальный форум (Челябинск, 26—27 октября 2017 г.) : материалы форума. Челябинск, 2017. С. 49—60.

14. Программа поддержки и развития чтения в Челябинской области (2017—2020 гг.) / Министерство культуры Челябинской области ; Челябинский государственный институт культуры ; сост. В.Я. Аскарова. Челябинск : ЧГИК, 2017. 79 с.

15. “Subway Library” Offers Riders a Read on their Commute [Электронный ресурс] // New York Post. 2017. June 8. URL: https://nypost.com/2017/06/08/subway-library-offers-riders-a-read-on-their-commute/ (дата обращения: 16.10.2018).

16. Check Out this Incredible Giant Library that Just Opened in Seoul [Электронный ресурс] // Lonely Planet. URL: https://www.lonelyplanet.com/news/2017/06/12/seoul-south-korea-library-coex/ (дата обращения: 16.10.2018).

17. Как разорвать замкнутый круг. Поддержка и развитие чтения: новые возможности : науч.-практ. сб. / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. Москва : Межрег. центр библиот. сотруд., 2007. 184 с.

18. 100 проектов в поддержку чтения+. Актуальные социально-педагогические инициативы. Культурно-образовательный атлас / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, Р.В. Раппопорт и др. Москва : РИПОЛ-классик, 2015. 146 с.

19. 100 проектов про чтение. Актуальные инициативы. Культурно-образовательный атлас / ред.-сост. Р.В. Рапопорт. Москва : Рипол-классик, 2016. 144 с.

20. Хафизов Д.М. От зрителя — к читателю // Вестник культуры и искусств. 2017. № 31(51). С. 91—98.

21. Семинар «Продвижение чтения среди детей и юношества: роль литературных музеев» [Электронный ресурс] // Государственный литературный музей. URL: https://goslitmuz.ru/news/157/6439/ (дата обращения: 14.10.2018).

22. Сказка выходного дня [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд Владимира Потанина. URL: http://museum.fondpotanin.ru/authors/441057 (дата обращения: 14.10.2018).

23. Цыкина Е.В. Электронное пиратство и современная книгоиздательская система России // Биб­лиосфера. 2016. № 2. С. 83—90.

24. Кондратьева О.Н., Самохина М.М. Молодые читатели в Интернете. Москва : Рос. гос. б-ка для молодежи, 2011. 154 с.

25. Чудинова В.П. Чтение и сообщества юных читателей в Интернете [Электронный ресурс] // Российская библиотечная ассоциация. URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2009/11.pdf (дата обращения: 14.10.2018).

26. Аскарова В.Я. Многообразие проявлений феномена моды в чтении: эволюция представлений и научных подходов // Чтение. XXI век : коллектив. моногр. / Межрег. центр библиот. сотруд. ; [науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова]. Москва, 2014. С. 124—145.


Рецензия

Для цитирования:


Аскарова В.Я., Синецкий С.Б., Цукерман В.С. Стимулы чтения в системе социокультурной регуляции читательской деятельности. Обсерватория культуры. 2018;15(5):542-555. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-5-542-555

For citation:


Askarova V.Ya., Sinetsky S.B., Tsukerman V.S. Incentives for Reading in the System of Socio-Cultural Regulation of Reading Activity. Observatory of Culture. 2018;15(5):542-555. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-5-542-555

Просмотров: 1092


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)