Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 16, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1

КОНТЕКСТ

4-15 135
Реферат

Русский театр последних столетий является отчетливо сформированным кодом идентичности, обладая определенностью содержательных (социально-нравственных) и формальных (художественно-эстетических, в том числе жанровых и вербальных) особенностей. Цель настоящей статьи — обосновать существование русского театра как кода идентичности, который включает, мы полагаем, два дискурса — цивилизационный и ментальный.

В качестве пограничного цивилизационного кода русского театра определяется драма. Это и род литературы, развивавшийся динамично, парадоксально, создавая выдающийся репертуар для театра; и определение жизненной ситуации, которая характеризует театральность как специфическую черту русского самосознания. Цивилизационный дискурс русского театра проявляется через парадоксы конфликта в психологической драме. Уникальное (ментально детерминированное) культурологическое измерение русской драмы формирует логическую цепочку: время, пространство и человек, затерянный во времени и пространстве. Драма приходит в жизнь человека уже не как род литературы, а как ситуация его экзистенции.

Русская режиссура определена как ментальный/специфический и одновременно цивилизационный/универсальный код. Цивилизационный дискурс русского, как и мирового, театра предъявляет парадокс, связанный с конституированием режиссерской профессии как воплощения демиургического начала и сферы самореализации индивидуального начала творческой личности (что видно в опыте В. Мейерхольда и Е. Вахтангова, Г. Товстоногова и Ю. Любимова, а также многих из действующих сегодня режиссеров).

Актер в России — больше, чем актер; перефразируя известную формулу, мы обращаем внимание на присущее именно актерскому творчеству свойство ментального кода идентичности. Триада драматург—режиссер—актер, несомненно, составляет основу отечественной художественной традиции и утверждает значимость профессиональных интенций и культурфилософский смысл творческой деятельности каждого из трех авторов театрального произведения. Актер в этой цепочке является завершающим звеном.

Цивилизационный дискурс, опирающийся на универсалии культурных практик, связан с транс­формациями стилей, методов, вечных тем, отражаясь, прежде всего, в драматургии. Ментальный дискурс, в полной мере специфический, связан с локальными мотивами (актерское творчество) и парадоксальными рецепциями мировых практик и влиянием на них (режиссура).

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

16-28 274
Реферат

Статья посвящена проблеме изменения художественных коммуникаций и транс­формации рынка искусства в условиях развития и доминирования цифровой культуры. Новизна исследования состоит в постановке проблемы трансформации культурных коммуникаций. Цифровая культура, переместившая человека в новую «среду обитания» со своими характеристиками, закономерностями, практиками, рассматривается автором как комплексное явление, которое не только открывает перед обществом новые возможности, но и создает вызовы, в силу которых одной из насущных задач для основных субъектов арт-рынка становится поиск эффективного, этичного, комфортного взаимодействия в информационной среде. Задача статьи — показать, что развитие арт-рынка всегда зависит от качества и уровня социокультурных коммуникаций. Автор строит аналитическое обобщение практик современного российского арт-рынка с опорой на работы известных исследователей данной темы. Рассмотрены четыре группы субъектов арт-рынка (коллекционеры, галеристы, художники, кураторы). Основным практическим результатом исследования является анализ преимуществ и угроз использования социальных медиа этими группами. Отмечается, что общество все плотнее взаимодействует с цифровым контентом, и его влияние затрагивает различные аспекты современной культуры. Так, традиционные средства массовой коммуникации утрачивают монополию на производство и распространение информации, уступая «массовым самокоммуникациям». Формируются новые культурные паттерны поведения, видоизменяются устоявшиеся коммуникативные практики. Дела­ются выводы о том, что взаимоотношения художника и публики, а также практика выстраивания художественной карьеры трансформировались под влиянием социальных медиа. В последние годы развитие сетевых структур, растущие возможности цифровых систем хранения данных, криптовалют и блокчейн-реестров значительно изменили устоявшуюся систему художественного рынка.

НАСЛЕДИЕ

30-39 75
Реферат
Военная материальная культура (вещественное выражение военной истории) не относится к числу тем, несправедливо забытых исследователями. Однако в современной практике утраченное культурное наследие исследуется не так активно, как сохраненное. Целью настоящего исследования является заполнение некоторых лакун в истории военной материальной культуры, связанных с практикой переплавки предметов из драгоценных металлов. Вопрос рассматривается на примере Лейб-кирасирского Ее Величества полка. Выделяются ключевые моменты истории полка, связанные с высочайшими наградами. Это, прежде всего, недолгая эпоха правления Павла I, когда серебряные литавры, трубы и кирасы получили статус полковых реликвий (1799). При его преемнике Александре I с сокращением расходов на содержание армии часть их, из серебра, была отправлена на переплавку; вырученные деньги составили кассу офицерского вспомогательного капитала. Иные, во всех смыслах драгоценные, полковые реликвии были утрачены в годы Великой Отечественной войны. В итоге в современных музейных собраниях военная материальная культура павловской эпохи, в частности, защитное вооружение, показана более чем скудно. Представленное исследование поможет описать его характер и историю бытования. Основными источниками изучения утраченных реликвий выступили опубликованная полковником М.И. Марковым история полка и его архив. В качестве дополнительных привлекаются изо­бразительные документы. Очерчен круг современных музейных собраний, содержащих сохраненные предметы, отчасти аналогичные (частично взаимозаменяемые) утраченным. Подведены итоги работы, согласно которым изучение утраченного материального культурного наследия является перспективным малоисследованным направлением военной истории.
40-49 71
Реферат

В истории русского нотоиздательского дела есть темы, которые требуют дополнительного изучения обширного фактического материала с точки зрения преемственности времен и поколений, традиций и опыта, индивидуального и общего. Результатом процесса становления отечественного нотоиздательства стало уникальное мыслетворческое пространство. Оно связало в единое целое духовное и материальное, коммерцию и меценатство, где экономическая сторона вопроса создает представление о механизмах предпринимательской деятельности на рынке производства и сбыта нотопечатной продукции, подчеркивает проб­лематику новаторского подхода в развитии производственных мощностей и, как следствие, появление целой плеяды коммерсантов—меценатов—просветителей.

«Человек музицирующий» и «человек финансирующий» — яркие представители русского нотоиздательского дела, открывающие перспективу исследования персональных профилей в истории меценатства и благотворительности, создающие предпосылки для понимания единства финансово-экономических и художественных сфер. Цель исследования — изучение совокупности профессиональных признаков, позволяющих определить генезис коммерческого и творческого в наиболее успешных нотоиздательских проектах, реализованных во второй половине XIX века. Особого интереса заслуживают известные имена, в частности М.П. Беляев, ставший символом высокого служения музыкальному искусству. Пропагандируя сочинения молодых отечественных композиторов, оказывая им всестороннюю помощь и поддержку, М.П. Беляев стал первым «музыкальным миссионером» и просветителем. Его коммерческая деятельность была глубоко патриотичной, связанной с высокими духовными идеалами служения обществу.

Данные основания могут стать ориентиром для дальнейшего изучения русского нотоиздательского дела, меценатства и благотворительности в их неразделимой взаимосвязи.

50-61 102
Реферат

Статья посвящена одной из интереснейших тем — идейному наследию конструктивизма и оценке его значения. Новизну исследования определяет выбор его предмета: нереализованные проекты советских архитекторов 1920-х гг. (И.И. Леонидова, К.С. Мельникова, В.А. Веснина, А.А. Веснина, Л.А. Веснина и Н.А. Ладовского) как источник перспективных для архитектуры и дизайнерской мысли конца XX — начала XXI в. идей. Цель работы — оценить творческое и художественное значение нереализованных проектов советских конструктивистов для современного архитектурного дизайна. Основным результатом является попытка представить историко-концептуальный обзор возникновения и особенностей конструктивизма и рационализма как течений в градостроительстве. Период 1920-х гг., когда формировались принципы и направления в конструктивистской архитектуре, стал временем разработки новой производственно-архитектурной модели. Сочетание рационалистического подхода с утопическим функционалом большинства этих проектов послужило причиной отказа от подлинно конструктивистского направления в советской архитектуре в пользу «сталинского ампира», а позднее — деконструктивизма. Проблематика конструктивистских решений 1920-х гг. в сфере градостроительства и природообустройства во многом определила методологию организации архитектурного пространства городов СССР в 1930-х гг., когда приоритетом стал эталон «промышленно ориентированного» социалистического общества. Автор рассматривает теоретические исследования, научные публикации о творчестве советских архитекторов-конструктивистов, приводит примеры явной трансляции принципов конструктивизма в архитектуре XXI в. и делает предположение о взаимосвязи между идейным наследием советских конструктивистов и художественно-творческим процессом современных архитекторов и дизайнеров (основателей стиля хай-тек Р. Пиано, Н. Фостера; деконструктивистов Ф. Гери, 3. Хадид, Д. Либескинда).

Делается вывод о том, что конструктивистские образы и стилистика анализируемого периода, хотя и не транслируются современными дизайнерами и архитекторами «напрямую», но становятся основой для воплощения новых концептуальных решений.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

62-71 78
Реферат
В статье представлены взгляды розановедов на специфику ведения В.В. Розановым литературных дискуссий. Подчеркнуты особенности полемики мыслителя с П.Б. Струве и его соратниками о границах партийных рамок в ходе публичных заявлений в конце 1910 — начале 1911 года. В означенной теме были отмечены наиболее яркие детали споров. Это подтверждено цитированием различных черновых редакций рукописных материалов из архива В.В. Розанова, хранящегося в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Акцентировано внимание на двойственности позиций не только В.В. Розанова, но и самих критиков, затеявших диспут. Цель исследования — на основе неизвестных ранее архивных источников, представленных в статье, опровергнуть миф об отсутствии авторской редакторской работы со стороны философа над произведениями в жанре публицистики, доказать значимость этой работы для самого мыслителя. Именно В.В. Розанову принадлежит авторство термина «литературный террор». Рассмотрен лексический ряд зарождения этого понятия в текстах писателя. Статья подтверждает взгляд В.В. Розанова на недопустимость политизации его творческих работ. Освещаются личные мотивы в судьбе философа во время описанной газетно-журнальной полемики. Отвечая на обвинения в безнравственности, он утверждал неразделимость таланта и нравственных сил души литератора. При этом отмечается важность для В.В. Розанова понимания «мозаичности» состава культурных образований во всех видах творческого процесса. В статье даны ориентиры для детализации мировоззренческих основ, использованных литератором в его полемических выступлениях.
72-83 60
Реферат

Объектом исследования является социальная и профессиональная позиция писательницы и журналиста Фриды Вигдоровой, которая оценивалась советской либеральной интеллигенцией 1960—1970-х гг. как чрезвычайно ценная. Ее запись суда над И. Бродским послужила образцом для составителей отчетов о судах над диссидентами — А. Гинзбургом, П. Литвиновым, Н. Горбаневской и др. Нонконформисты разделяли мировоззренческие принципы Ф. Вигдоровой, тиражировали ее поведенческую модель в процессе защиты инакомыслящих от преследования властей и сделали образец «защитник» нормой общественного поведения. Цель данной работы — выявить истоки формирования поведенческой модели «защитник» и охарактеризовать аксиологию журналиста. Материалом исследования послужили воспоминания современников о Ф. Вигдоровой и ее публицистика.

Автор утверждает, что социальное и профессиональное поведение моделировалось Ф. Вигдоровой по образцам, сформированным русской и европейской традицией. Ближайшим ориентиром выступала общественная деятельность В. Короленко. В качестве доказательства этого тезиса приводится сопоставление поведенческой тактики Ф. Вигдоровой в деле Бродского и Короленко в деле Бейлиса. Отзывы современников о Ф. Вигдоровой подтверждают ее сознательную ориентацию на поведенческую модель «защитник», реализованную не только в деле Бродского, но и в социальной практике и публицистике. В аксиологию Ф. Вигдоровой, по свидетельству современников, входила деятельная помощь людям, гуманизм и стремление к справедливости.

Публицистика Ф. Вигдоровой посвящена этике общественных отношений. Основу сюжета очерков составляют, как правило, драматичные события, требующие немедленного вмешательства общественности. Она ориентирует читателя на сопереживание и ответное активное социальное поведение. Так решается задача формирования деятельного участия граждан в судьбе друг друга, утверждается ценность сострадания и милосердия.

В статье делается вывод о том, что аксиология и поведенческая практика Ф. Вигдоровой включала в себя универсальные для русской и европейской традиции XIX в. ценности — антропоцентризм и гуманизм.

ORBIS LITTERARUM

84-95 79
Реферат
Целью статьи является отражение результатов исследований и доведения до технологической реализации в Библиотеке по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) полного цикла работ от выявления редких книг в фонде, их описания и сканирования до регистрации в Сводном каталоге и Электронной библиотеке. Дано краткое описание разработанного в БЕН РАН комплекса программных средств для создания Электронного каталога и полнотекстовой Электронной библиотеки редких изданий, а также схемы автоматизированного взаимодействия всех технологических отделов, участвующих в процессе. Приводятся сведения о практической реализации и направлениях развития технологии. Дается краткий обзор проведенных научных исследований с выявленной частью фонда редких изданий БЕН РАН. Впервые в Центральной библиотеке (ЦБ) БЕН РАН реализованы Сводный каталог и Электронная библиотека редких изданий, отражающие не только их биб­лиографические данные, но и сведения о специфических особенностях каждого издания (авторские надписи, экслибрисы, штампы и т. д.). Введены в научный оборот ранее недоступные исследователям редкие издания, которые уже используются учеными институтов РАН. Выявлены и описаны материалы о географических экспедициях XVIII—XIX вв., образцы отечественного и зарубежного книгопечатания XVIII века. Впервые в БЕН РАН проведены исследования, связанные с историей российской науки и книгопечатания, выявлены экслибрисы и владельческие знаки российских ученых, которые ранее не отражались в каталогах. Тем самым открыт новый культурный пласт исторических данных, ныне доступный исследователям.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

96-108 88
Реферат

Цель настоящей статьи — исследование теоретических аспектов понятия «праздник» в контексте категории «социальный институт»; представление основных этимологических и содержательных составляющих праздника — общепринятых и исторически сложившихся правил и норм, порядка и образа действий, соблюдающихся в силу прочно установившихся традиций; стереотипного способа поведения и т. д.

Проанализирована специфика праздника, теснейшим образом связанная с архетипической потребностью в существовании, его амбивалентностью, демократичностью, календарным характером, массовостью, зрелищностью.

Исследовано функциональное значение праздника. Показана роль праздников в формировании общих переживаний у акторов социальных групп, возникающих в ходе взаимодействия, которые, в свою очередь, усиливают индивидуальные переживания участников и направляют их в общее русло, побуждая к совместному активному участию в жизни общества.

В ракурсе классификации советского праздника в работе выделены следующие позиции: общегосударственные и революционные, трудовые, традиционные календарно-бытовые, семейно-общественные праздники и т. д.

Рассмотрена структура советского праздника и его основные элементы, включая идею и событие, моральное и психологическое содержание, социальную память, принципы организации и средства идейного и художественного выражения.

К сведению авторов



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)