Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Преемственность традиций в создании образов Богородичной плащаницы: от княжеской светлицы — к современной российской мастерице

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-546-559

Реферат

В современных практиках российского православия с большим великолепием отмечается торжество в память о событии Успения Девы Марии. В эти праздничные дни центральным храмовым образом становится литургический образ, именуемый «Богородичной плащаницей». Впервые предпринимается попытка проследить нить преемственности в традиции создания образов Успенской плащаницы — от царских и княжеских «светлиц» средневековой Руси до мастерских новейшей эпохи. Современные мастерицы, овладевая опытом прежних умелиц, становятся со-творцами в этой деятельности, которую можно назвать соборной: они способствуют сохранению и развитию уникальных традиций отечественной культуры. Ряд редких артефактов вводится в научный оборот и становится предметом исследования впервые. Приводятся факты, опровергающие распространенные в наши дни мнения о поздней (XIX в.) датировке времени возникновения данных образов, базирующиеся на отсутствии вещественных доказательств (сохранившихся памятников) более раннего времени. Этим определяется актуальность исследования. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на краткость сведений и описательных характеристик, зафиксированных в ранних документах, они дают отчетливое представление о бытовании данных святынь уже в период позднего Средневековья, хотя вопросы авторства и художественных достоинств самих произведений оставляют в основном без ответов. Такой анализ становится возможным при изучении памятников синодальной эпохи, обнаруженных в ризницах храмов Московского региона и фигурирующих в некоторых исторических описаниях. Перспективы изучения вопросов возникновения и распространения литургических образов Богородичной плащаницы в практиках российского православия исторических судеб редких артефактов, впервые упомянутых в статье, связаны также с исследованием преемственности в творчестве мастериц. Сегодня они воссоздают произведения высокого художественного уровня, обращаясь к древнему наследию традиции в сочетании с современными достижениями, применением разнообразных материалов и инновационных технологий.

Об авторе

Марина Викторовна Юрьева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Учебно-научный центр изучения религий,
соискатель ученой степени кандидата исторических наук

Миусская пл., д. 6, Москва, 125993, Россия

ORCID 0000-0001-7760-1961; SPIN 1847-5153



Список литературы

1. Шаламова О.Н. Успение Пресвятой Богородицы в шитых плащаницах // Журнал Московской Патриархии. 2014. № 8 (август). С. 90—95.

2. Катасонова Е.Ю. Плащаница // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/3144700 (дата обращения 12.07.2019).

3. Смирнова Э.С. Почему на ткани? Почему шитье? О художественной природе древнерусского шитья и символическом значении его материала и техники // Церковное шитье в Древней Руси : сборник статей / ред.-сост. Э.С. Смирнова. Моск¬ва : Галарт, 2010. С. 11—25.

4. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. : [в 2 т.]. Т. 2 : Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Москва : Тип. Грачева и К°, 1869. Т. 2. 670 с.

5. Круглова А.Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV—XVI веков. Санкт-Петербург : Коло, 2011. 288 с.

6. Саенкова Е.М. Вынос Плащаницы по рукописи Устава Троице-Сергиева монастыря из Синодального собрания № 335 // Церковное шитье в Древней Руси : сборник статей / ред.-сост. Э.С. Смирнова. Москва : Галарт, 2010. С. 243—248.

7. Голубцов А.П. Чиновник церковный о благовесте и о звону // Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. Москва : Синод. тип., 1908. 312 с.

8. Борисова Т.С. О датировке древнейшей из сохранившихся описей Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля : Материалы и исследования / отв. ред. Э.С. Смирнова. Моск¬ва : Наука, 1985. С. 246—259.

9. Описи московского Успенского собора от начала XVII в. по 1701 г. включительно // Русская историческая библиотека. Санкт-Петербург : 1876. Т. 3. Стб. 345.

10. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. Москва : Искусство, 1971. 96 с.

11. Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женскаго монастыря в губ. гор. Владимире. Москва, 1900. 130 с.

12. Петров А.С. Древнерусские пелены под иконы. XV—XVI вв. Типология, функции, иконография : дис. … канд. искусств. : 17.00.04. Москва, 2008. 177 с.

13. Свирин А.Н. Древнерусское шитье. Москва : Искусство, 1963. 152 с.

14. Вишневская И.И. Драгоценные ткани : [альбом]. Москва : Художник и книга, 2007. 179 с.

15. A journey of excellence in hand embroidery [Электронный ресурс] // The Royal School of Needlework (RSN) : официальный сайт. URL: https://royal-needlework.org.uk/ (дата обращения 10.12.2018).

16. Серафим (Кузнецов Г.М.), игум. Православный царь-мученик / [вступ. ст. С. Фомина]. Москва : Паломник, 1997. 800 с.

17. «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) : в 3 т. / [сост. С. Фомин]. Москва : Паломник, 2002. Т. 2. 623 с. (Русское православие XX века).

18. Гнутова С.В. Гефсиманская плащаница Божией Матери и связанные с ней паломнические реликвии в России // Православный паломник. 2007. №1 (32). С. 66—78.

19. Леонид (Кавелин Л.А.), архим. Старый Иерусалим и его окрестности : из записок инока-паломника. Москва : Индрик, 2008. 383 с. (Восточнохристианский мир).

20. Stadler N. Between Scriptures and Performance : Cohesion and Disorder at the Feast of Mary’s Dormition in Jerusalem [Электронный ресурс] // Academia.edu : сайт образовательной платформы. URL: https://www.academia.edu/6398481/Between_Scripture_and_Performance (дата обращения: 10.08.2019).

21. Юрьева М.В. История одного образа: чудотворная Плащаница Богоматери, принадлежавшая роду князей Корецких // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 44—60.

22. Рыжова О.О. Опыт реставрации живописных вставок в памятниках шитья XVIII—XIX вв. // Исследования в консервации культурного наследия = Studies in conservation of cultural heritage : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 12—14 окт. 2004). Вып. 1. Мос¬ква : Индрик, 2005. С. 224—232.

23. Тарасов О.Ю. Модерн и древние иконы : от святыни к шедевру : очерк. Москва : Индрик, 2016. 283 с.

24. Служения Святейшего Патриарха Пимена // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1976. № 11. С. 6—7.

25. Кара-Васильева Т.В. Iсторiя украiнськоi вишивки. Киiв : Мистецтво, 2008. 464 с.

26. Кузнецова Т.Ф. Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX — начале XX века (на примере художественных промыслов женских монастырей Московского региона): дис. … канд. культурологии. Москва, 2005. 130 с.

27. Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский : монастырская летопись, воспоминания сестёр, святыни обители / [сост. игум. Варвара (Трофимова), В.А. Тимкина]. [Б. м. ] : Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 2008. 231 с.

28. Пюхтицкий Успенский женский монастырь / [сост. и авт. текста А.И. Нежный]. Москва : Старт, 1991. 24 с.

29. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. Москва ; Иерусалим : Мосты, 1994. 239 с.

30. Казарина В.Б. Византийские традиции в новой иконографической программе Успенской плащаницы мастерской «Покров» // Линтула : сб. науч. ст. Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2015. Вып. 8. С. 269—279.

31. Плащаница Богородицы [Электронный ресурс] // Соломка. Вышивка. Жизнь : сайт Л. Ретивской. URL: http://nabrege.ru/plashchanitsa-bogoroditsy-iz-solomki (дата обращения: 20.08.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Юрьева М.В. Преемственность традиций в создании образов Богородичной плащаницы: от княжеской светлицы — к современной российской мастерице. Обсерватория культуры. 2019;16(5):546-559. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-546-559

For citation:


Yuryeva M.V. Continuity of Traditions in the Theotokos Shroud Images Creation: From Royal Craftwork Rooms — to Modern Russian Workshops. Observatory of Culture. 2019;16(5):546-559. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-546-559

Просмотров: 785


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)