Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Концепты жертвенности и сакральности в постсовременном дискурсе: философский аспект

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-564-577

Полный текст:

Реферат

В статье проводится критический концептуальный анализ теологического подхода к рассмотрению отношения сакрального и секулярного, а также постмодернистской интерпретации концептов «жертвенное» и «сакральное». Дана характеристика субъекта постмодернистской «рефлексии вне логоцентричности» с позиций именно классической гегелевской, логоцентрично проведенной конкретизации истины. Постмодернистский субъект при этом оказывается в эпистемическом плане неполным, с доминированием субъективно варьируемой логикой интерпретации рассматриваемого феномена. Исследование выполнено в духе критической, проведенной системно-диалектическим образом аналитичности. Оно содержательно развернуто в историческом и культурологическом отношении и сущностным образом конкретизировано. Это предполагает достижение такой логики рассмотрения, которая оказывается нацеленной на достижение концептуальной полноты затронутых вопросов. В связи с этим важное значение приобретает методологическое положение о концептуально-контекстуальном многообразии предполагаемых значений терминов, так что их интерпретация преодолевает однозначную привязку к фиксированному типу дискурса. Основные выводы проведенного исследования касаются специфики дискурсивной практики теологической и постмодернистской форм мышления. Показано, что рационально понятийным образом проблематичность истинностного основания концептов религиозного дискурса в его собственных рамках не преодолевается. Подчеркнуто отсутствие обязательной связи сакральных предельностей с их религиозным толкованием. Выделено положение о реактуализации в настоящее время рудиментных натуралистических религиозных представлений, которая происходит вследствие общего кризиса идеологий и научной формы сознания. Обосновано заключение о неполной корректности трактовки Элиаде религиозного обряда как процесса, устраняющего историческое время. Историческая роль ритуальной практики заключается в образовании и становлении сакрализованного топоса ценностных направляющих возникающей социальности. Показано, что постмодернистская трактовка концептов жертвенности (жертвы) и сакральности проходит в подчеркнуто неисторическом ключе психологизированного нарративного описания.

Об авторе

Андрей Владимирович Гижа
Донецкий национальный технический университет
Украина

кафедра философии,
доцент

Артема ул., д. 58, Донецк, 83001, Украина

кандидат философских наук, доцент

ORCID 0000-0002-7823-0602; SPIN 3654-0730



Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Москва : Мысль, 1976. Т. 1. 532 с.

2. Лосев А.Ф. Первозданная сущность [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. Культурология. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev/perv_susch.php (дата обращения: 20.08.19).

3. Пылаев М.А. Категория «священное» в современной западной философии религии // Религиоведческие исследования. 2011. № 1—2 (5—6). С. 22—35.

4. Зенкин С. Явленное сакральное (numen) // Социологическое обозрение. Т. 10, № 1—2. 2011. С. 197—222.

5. Ries J. Sacré, sécularisation et métamorphoses de sacré. Colloques et travaux récents [article] // Revue Théologique de Louvain Année. 1978. Vol. 9, № 1. P. 83—91.

6. Étienne J. Le sacré. Études et recherches. Titre du Colloque organisé par le Centre international d’études humanists et par l’Institut d’études philosophiques de Rome. Rome, 4—9 janvier 1974. Aux soins d’Enrico Castelli // Revue Philosophique de Louvain. Quatrième série. 1975. Vol. 73, № 18. P. 415—421.

7. Éven L. Louis Pinto, La religion intellectuelle. Emmanuel Levinas, Hermann Cohen, Jules Lachelier // Lachelier: Revue Philosophique de Louvain. Troisième série. 2011. Vol. 109, № 4. P. 771—775.

8. Ricoeur P. Manifestation et proclamation // Le Sacré: études et recherches: Actes du colloque international sur la thématique de la démythisation / Hg.: E. Castelli. Paris : Aubier— Montaigne, 1974. P. 57—76.

9. Рикер П. Манифестация и прокламация / пер. с фр. И. Иткина // Социологическое обозрение. 2011. Т. 10, № 1—2. С. 178—196.

10. Элиаде М. Космос и история: избр. работы / пер. с фр. и англ. ; общ. ред. И.Р. Григулевича, М.Л. Гаспарова ; вступ. ст., коммент. Н.Я. Дараган ; послесл. В.А. Чаликовой. Москва : Прогресс, 1987. 312 с.

11. Никонович Н.А. Антропологическое измерение идей М. Элиаде // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. 2011. № 7. С. 126—130.

12. Van Niekerk. Religion and Spirituality: What Are the Fundamental Differences? // HTS Teologiese Studies / Theological Studies. 2018. Vol. 74. № 3. P. a4933. URL: https://www.researchgate.net/publication/325452275_Religion_and_spirituality_What_are_the_fundamental_differences (дата обращения 27.06.19).

13. Гижа А.В. Концепции времени и пространства в культуре: философский анализ. Донецк : Схiдний видавничий дiм, 2012. 263 с.

14. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с фр. А. Апполонова, Т. Котельниковой ; науч. ред. А. Апполонов. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.

15. Прилуцкий А.М. Хабитуальные и сакральные значения ритуала и проблема интердискурсивности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4 (40). С. 61—66.

16. Прилуцкий А.М. Структурно-семиотическое значение ритуала и проблема трансформации смыслов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. 2014. № 4 (54). С. 109—122.

17. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков : Фолио, 2003. 503 с.

18. Ростова Н.Н. Сакральное как концепт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 3. С. 112—120.

19. Самарина Т.С. Христианская теология и религиоведение в феноменологии религии Ф. Хайлера : дис. ... канд. филос. наук / Ин-т философии РАН. Москва, 2016. 175 с.

20. Смирнов И.И. Возможна ли теология философии? : Парадигмы отношения теологии и философии // Философская мысль. 2018. № 7. С. 1—17. DOI: 10.25136/2409-8728.2018.7.27004.

21. Смирнов А.Е. К антропологии религии Ж. Батая // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т. 17. С. 113—121.

22. Рей Ж.-М. Батай, смерть и жертвоприношение // Предельный Батай : сб. статей / отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 94—117.

23. Батай Ж. Теория религии : Литература и Зло / пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. Минск : Современный литератор, 2000. 352 с.

24. Кириленко Ю.Н. Ритуал как структура: проблема интерпретации смысла // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. С. 49—53.

25. Можейко М.А. Руины [Электронный ресурс] // Энциклопедия постмодернизма / под ред. А.А. Грицанова, М.А. Можейко. URL: http://www.niv.ru/doc/philosophy/encyclopedia-post-modern/410.htm (дата обращения: 22.06.19).

26. Отто Р. Священное : Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. А.М. Руткевич. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 272 с.

27. Коначева С.А. Современная континентальная философская теология: феноменологическо-герменевтический подход // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. № 73. С. 106—119.

28. Рожковский В.Б. Превращенная форма христианской жертвенности: феномен советского человека // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 21—25.


Для цитирования:


Гижа А.В. Концепты жертвенности и сакральности в постсовременном дискурсе: философский аспект. Обсерватория культуры. 2019;16(6):564-577. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-564-577

For citation:


Gizha A.V. The Concepts of Self-Sacrifice and Sacredness in Postmodern Discourse: Philosophic Aspect. Observatory of Culture. 2019;16(6):564-577. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-564-577

Просмотров: 71


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)