Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 16, № 6 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6

КОНТЕКСТ

564-577 265
Реферат
В статье проводится критический концептуальный анализ теологического подхода к рассмотрению отношения сакрального и секулярного, а также постмодернистской интерпретации концептов «жертвенное» и «сакральное». Дана характеристика субъекта постмодернистской «рефлексии вне логоцентричности» с позиций именно классической гегелевской, логоцентрично проведенной конкретизации истины. Постмодернистский субъект при этом оказывается в эпистемическом плане неполным, с доминированием субъективно варьируемой логикой интерпретации рассматриваемого феномена. Исследование выполнено в духе критической, проведенной системно-диалектическим образом аналитичности. Оно содержательно развернуто в историческом и культурологическом отношении и сущностным образом конкретизировано. Это предполагает достижение такой логики рассмотрения, которая оказывается нацеленной на достижение концептуальной полноты затронутых вопросов. В связи с этим важное значение приобретает методологическое положение о концептуально-контекстуальном многообразии предполагаемых значений терминов, так что их интерпретация преодолевает однозначную привязку к фиксированному типу дискурса. Основные выводы проведенного исследования касаются специфики дискурсивной практики теологической и постмодернистской форм мышления. Показано, что рационально понятийным образом проблематичность истинностного основания концептов религиозного дискурса в его собственных рамках не преодолевается. Подчеркнуто отсутствие обязательной связи сакральных предельностей с их религиозным толкованием. Выделено положение о реактуализации в настоящее время рудиментных натуралистических религиозных представлений, которая происходит вследствие общего кризиса идеологий и научной формы сознания. Обосновано заключение о неполной корректности трактовки Элиаде религиозного обряда как процесса, устраняющего историческое время. Историческая роль ритуальной практики заключается в образовании и становлении сакрализованного топоса ценностных направляющих возникающей социальности. Показано, что постмодернистская трактовка концептов жертвенности (жертвы) и сакральности проходит в подчеркнуто неисторическом ключе психологизированного нарративного описания.

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

578-583 208
Реферат
Реферат. В статье представлен обзор Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Информационный контекст культуры: ресурсы, технологии, сервис» (XI конференция руководителей и специалистов служб информации по культуре и искусству). Конференция, организованная Российской государственной библиотекой, Российской государственной библиотекой искусств и Санкт-Петербургским государственным институтом культуры по заданию Министерства культуры Российской Федерации, проходила в Москве 24—25 сентяб­ря 2019 года. Цель мероприятия — обобщение результатов научных исследований и практического опыта по вопросам информационного обеспечения сферы культуры и искусства в цифровую эпоху, выявление проблем и путей их преодоления, демонстрация лучших достижений в этой сфере деятельности. В работе конференции приняли участие более 90 представителей органов управления культурой, федеральных, центральных региональных и муниципальных библиотек, вузов и учебно-методических центров повышения квалификации, а также других организаций культуры, науки, образования и средств массовой информации из 22 регионов России, а также руководители и специалисты национальных библиотек Армении, Беларуси и Казахстана (в режиме видеосвязи). Благодаря онлайн-трансляции общая аудитория мероприятия увеличилась почти на 200 человек. Участники конференции отметили важность научно-информационной деятельности в сфере культуры как для общества в целом, так и для развития сферы культуры в частности. Для совершенствования этой работы было рекомендовано: содействовать ее цифровизации, направленной на формирование общедоступных ресурсов по культуре и искусству, организацию информационного обслуживания в режиме 7/24 через Интернет, в том числе на мобильных устройствах; активизировать взаимоиспользование ресурсов путем участия в совместных проектах; неукоснительно соблюдать авторское право при создании информационных ресурсов и методических материалов.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

584-594 332
Реферат
В статье хронотоп сказки рассматривается как базовый сюжетный компонент в структуре романа современной российской писательницы Г.Ш. Яхиной «Дети мои». Исследуются представленные в романе способы функционирования архетипического пространства в системе мифологического времени; анализируются основные пространственно-временные координаты жизни героев и их взаимодействий. Подчеркивается, что обращение Г.Ш. Яхиной к жанровым особенностям сказки позволяет автору раскрыть универсальность и всеобъемлющий характер исторических процессов, обусловивших трагическую судьбу поволжских немцев в советской России. В романе «Дети мои» сюжеты и образы немецкого фольклора являются базовой моделью организации различных типов пространства, которые заданы устойчивыми архаическими коммуникативными моделями и первообразами культуры, закрепленными в народной традиции. Выявлено, что в романе представлены такие особенности пространственно-временного континуума народной сказки, как наличие границ (открытых и закрытых) и пути героя в пределах разных миров; способность пространства и времени к трансформации (растяжение и сжатие, появление и исчезновение, пластичность и ригидность, динамичность и статичность и т. д.); связь между «нижним» и «верхним» мирами, «пространством великанов» и «пространством карликов»; взаимная обусловленность пространственных и временных характеристик. Выявляются семантические и семиотические особенности подземного, подводного, водного, земного и воздушного пространства, представленного в романе. В произведении бытовое и социально-историческое пространство и время являются зеркальным отражением пространственно-временных характеристик сказки: реальность запечатлена в архетипических структурах сказки, а архетипы актуализируются в поле социального взаимодействия. В романе Г.Ш. Яхиной «Дети мои» выявляются такие особенности хронотопа, как относительность, инвариантность, симметричность. Использование архетипической структуры волшебной сказки позволило писателю осуществить художественный анализ сложных социокультурных и социально-психологических процессов.
595-605 209
Реферат

В статье приведен анализ мифологического измерения картины М.М. Хуциева «Застава Ильича». Автор приходит к выводу, что текст данного фильма представляет собой саморефлексирущую структуру: во-первых, сюжет картины достаточно явно отражает мифологическое восприятие действительности, во-вторых, ход повествования воспроизводит воздействие мифологических кодов на восприятие аудитории. Текст этого фильма содержит описание собственного механизма воздействия на зрителя, а также процессов, происходящих в сознании аудитории в момент просмотра.

В первой части сообщается об основных принципах мифологического мышления и о представлении времени и пространства в мифе, ссылаясь на работы К. Леви-Стросса, Р. Барта, М. Элиаде, А. Лосева, Э. Кассирера и др. Особое внимание уделено роли мифа и ритуала инициации в психологическом становлении личности, так как, исходя из дальнейшего, именно эта тема ложится в основу повествования названного фильма.

Во второй части рассматриваются приемы, посредством которых мифологическое измерение манифестируется в тексте картины.

В третьей части исследователь показывает, как контраст профанного и сакрального становится основной семантической оппозицией, способствующей движению сюжета.

В четвертой части автор доказывает, что референтом показанных на экране образов является отражение действительности в сознании персонажей. Развитие оных лежит в русле актуализации сакрально-мифологического восприятия мира. В свою очередь, культурные коды, содержащиеся в тексте фильма, призваны вызвать своеобразный отклик в сознании аудитории — актуализировать в ее представлениях тот же сакральный модус восприятия, достижение которого является конечной целью героев. Таким образом, внутренний путь персонажей картины отражает процессы, которые возбуждает исследуемый фильм в восприятии аудитории.

Актуальность статьи заключается в обнаружении и описании принципа саморефлексии в структуре кинокартины «Застава Ильича», что позволяет на качественно новом уровне осмыслить ее строение и место в историческом развитии отечественного кинематографа.

НАСЛЕДИЕ

606-617 174
Реферат
Объектом исследования стала творческая интуиция, относящаяся к числу мистично-потаенных феноменов бытия личности. Механизм действия интуиции в творческом процессе оказывается до конца не проясненным, что делает его актуальной научной проблемой. Благодаря интуиции в поэтическом произведении показывается реальность возможного, которая со временем может стать действительностью в виде личного бытия-в-мире не только творца, но и читателя. Впервые с позиции интуитивной онтологичности поэтического слова осуществлен анализ небольшого лирического стихотворения Марины Цветаевой «Мама в саду», подаренного ею Лене/Гале Дьяконовой/Гале. Данное стихотворение содержит историю жизни Галы, ставшей женой и музой великих людей — поэта Поля Элюара и художника Сальвадора Дали. Гала, интуитивно выбрав понравившееся цветаевское стихотворение, не оставила никаких записей по поводу текста. Остается загадкой: интерпретировала она его или, уехав из России, постаралась навсегда забыть о нем. Осуществленная интерпретация поэтического текста привела к выводу: в лирическом стихотворении Марины Цветаевой в свернутом виде демонстрируется судьба Галы и ее непростые отношения со своими мужьями — П. Элюаром и С. Дали. Объясняются многие странности женщины в коммуникации с мужчинами спецификой ее бытия-в-мире. В основе существования Галы лежали многочисленные страхи. Следствием их доминирования в жизни стала истерия, превратившая ее в роковую женщину. Если в молодости Гала справлялась с давлением страхов, уменьшая силу их действия, то в старости женщина пребывала в их власти, что сыграло для нее роль деструктивного начала. Несмотря на интуитивность мышления, Гала оказалась сломленной страхами, о чем пророчески поведали задолго до реальных событий поэтические строчки М. Цветаевой.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

618-627 172
Реферат
Исследуются различные аспекты практики коллекционирования произведений классического искусства в Венеции эпохи Возрождения, а также ее влияние на формирование содержательной программы т. н. «портрета коллекционера», типологической разновидности портретной живописи, распространенной в искусстве XVI века. Наиболее интересными ее образцами являются «Портрет Андреа Одони» кисти Лоренцо Лотто и «Портрет Якопо Страда» работы Тициана, рассмотренные в данной статье. Актуальность исследования связана с обозначившимся в последние десятилетия исследовательским вниманием к истории коллекционирования, антикварной торговле и роли социально-экономических факторов в развитии истории искусства. Задачей является изучение на основании письменных источников вопроса о том, как в содержании подобных картин отразились морально-этические представления о значении антикварного собирательства, а также выявление его характерных особенностей на венецианской почве. Одна из них состояла в том, что заметную долю художественного материала в частных коллекциях составляли произведения греко-эллинистического искусства. Интерес к их коллекционированию говорит об особых эстетических пристрастиях собирателей, их чуткости к собственно художественным достоинствам антиков, а не только о стремлении к обладанию древностями. Также практика собирательства призвана была выразить нравственные добродетели самого коллекционера, величие его духа и благородство помыслов. С другой стороны, она служила важным способом социального самоутверждения для тех, кто не входил в замкнутое сословие элиты венецианского общества (патрициев), но по своим социальным амбициям стремился приблизиться к нему. Статья представляет интерес, в первую очередь, для историков, историков искусства, культурологов, музейных специалистов и специалистов в сфере антикварной торговли.
628-639 183
Реферат

Ипполит Новский и Владимир Поллак — имена, которые ничего не скажут современным театралам, и даже специалисты, хорошо знающие театральное прошлое нашей страны, едва ли их вспомнят. Тем не менее эти люди внесли свой скромный вклад в развитие российского театрального искусства. Образованные, разносторонне одаренные, знатоки антиквариата, они, к сожалению, не оставили мемуаров. Даже их письма практически не дошли до нас. Советская история 1930-х гг. знает немало таких примеров. Новым средневековьем можно назвать то время, когда людям приходилось уничтожать бесценные свидетельства, личную переписку, собственные воспоминания. К сожалению, это в полной мере коснулось и наших героев, особенно В. Поллака — в 1960-е гг. помощника режиссера Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Иначе наверняка мы знали бы об их жизни и дружеском общении значительно больше. А люди, их окружавшие, были более чем достойны нашего внимания.

Потомственный дворянин Ипполит Петрович Семеновский (псевдоним — Новский) был близким другом Е.Б. Вахтангова и Б.М. Сушкевича, вместе с творческим союзом Б.М. Сушкевич — Н.Н. Бромлей разделил их ленинградский творческий период. Играл сначала во МХАТе, а затем на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина, преподавал актерское мастерство в Центральном театральном училище, в мастерских Б.М. Сушкевича и E.И. Тиме, в Карело-Финской студии.

В период ленинградской блокады И.П. Новский работал на радио, и звучавшие в его исполнении произведения русской классики поддерживали в ленинградцах силы и надежду. И.П. Новскому и В.М. Поллаку пришлось пережить немало драматических событий, но они сохранили верность и глубокую любовь к театру. Это были люди из числа незаметных, но незаменимых служителей Мельпомены.

КАФЕДРА

640-651 237
Реферат

Значимой частью научных коммуникаций, открывающих через текстовые послания смыслы и их понимание, объективно существующее в современной культуре, выступает научный журнал. В нем аккумулируются результаты новых исследований; предоставляется возможность их изучения, интерпретации, обсуждения, способствующие продвижению и развитию гуманитарной науки. В целом – опубликованные в журнале тексты не только несут в себе смысловое содержание, но и имеют определенное категориальное оформление, что и создает пути к пониманию и объединению вокруг журнала круга единомышленников. Коммуникативную роль издания во многом определяют редакционная политика, требования к авторам и рецензентам, этические принципы, открытость, авторитет редакторов, известность в научном сообществе и место в социокультурном пространстве. Важную роль в фиксации этих процессов, их обобщении, структурировании и экспликации их значений имеют современные базы данных о научных журналах, занимающиеся их обработкой и выявлением различных количественных связей, зависимостей, характеристик и показателей. Как правило, они создаются на платформах известных европейских и американских издательств: Springer, Elsevier, Sage, Thomson Reuters, Wiley и др.

Таким образом, формируется зона взаимодействия, где возникает особая коммуникативная ситуация, сторонами которой выступают и люди — эксперты/специалисты, и научные тексты. В статье сделана попытка использовать теорию фронтира для понимания оснований методологии анализа межкультурной коммуникации, формирующейся в процессе экспертной оценки научного текста. Концепт используется в парадигме постнеклассической науки как процесс конструирования ментального пространства, возникающего в образах виртуального представления эксперта о тексте, который он читает и пытается понять: его смысл, значение слов, основную идею, части, составляющие текст, и сформировать мнение о научных параметрах в условиях многообразия лингвокультурных матриц.

В исследовании авторы поставили перед собой задачу выявить экспертов для разработки методологии дискурсивных практик ученых — специалистов в сфере библиотечно-информационных наук по вопросу гармонизации понятийного аппарата в России и за рубежом. Сравнительный анализ подтвердил гипотезу о том, что вопрос гармонизации понятийного аппарата в сфере библиотечных и информационных наук является проблемой, решение которой не ограничено учеными, представляющими эту сферу. Только междисциплинарный формат научных коммуникаций позволит найти общие подходы и сформировать понятийный аппарат в профессиональной научной сфере, соответствующий современному видению развития гуманитарных наук.

ORBIS LITTERARUM

652-665 201
Реферат

Статья посвящена произведениям крупного писателя первой волны эмиграции И.С. Лукаша, опубликованным в зарубежных изданиях на русском языке. Прежним литературоведением творчество И.С. Лукаша осмыслялось фрагментарно, подчас односторонне, иногда предвзято. Целью статьи является решение двух задач: прослеживание творческой эволюции И.С. Лукаша; постановка и обоснование гипотезы о правомерности объединения в дилогию таких его произведений, как мистерия «Дьявол» и поэма «Дом усопших», ранее в отдельности не рассматривавшихся. Указанным задачам подчинено структурирование статьи по разделам, из которых первый посвящен идейно-тематической эволюции И.С. Лукаша как писателя, второй — гипотетическому единству мистерии «Дьявол» и поэмы «Дом усопших». При помощи каталогов и фондов крупнейших библиотек России и зарубежья выявляются и привлекаются иностранные издания сочинений И.С. Лукаша на русском языке. На основе этого материала предпринимается анализ идейного многообразия творчества И.С. Лукаша. Выявляется основной круг повествовательных тем, раскрывается жанровое многообразие, авторская индивидуальность, неповторимость философского видения. Прослеживается эволюция творчества И.С. Лукаша, в которой выделяются три основных хронологических этапа: эгофутуристический, военно-патриотический, «петербургский».

Из творческого наследия И.С. Лукаша впервые особое значение придается мистерии «Дьявол» и поэме «Дом усопших», подчеркнуто жанровое своеобразие обоих произведений. В контексте прослеженной идейной эволюции творчества И.С. Лукаша на различных уровнях — хронологическом, жанровом, текстологическом, нарративном, философском — подвергается проверке гипотеза о правомочности объединять оба произведения в условную дилогию. В выводе отмечается актуальность обоих произведений И.С. Лукаша и для нашего времени.

К сведению авторов



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)