Американские учебники XIX в. как культурологические источники: проблема производства и использования
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-310-320
Реферат
Статья посвящена вопросам использования американских школьных учебников XIX в. по национальной истории в качестве источников историографического и культурологического исследований. Актуальность данной темы определяется тем, что исторически в США развивались и сосуществовали несколько регионов, по своим экономическим, культурным и идеологическим характеристикам сильно различавшиеся между собой. Следовательно, широкая политическая автономия отдельных штатов, в круг компетенций которых традиционно входит управление системой образования, дает повод предположить, что трактовка американской истории в школьных учебниках, созданных и применявшихся в разных частях страны, могло отражать лишь систему ценностей жителей отдельных штатов.
В основу проведенного исследования был положен принцип историзма, который позволил подробно рассмотреть такие темы, как авторство, география издания и использования учебников по истории в контексте меняющихся социокультурных реалий США XIX века.
В результате были сделаны следующие выводы. Зарождение системы всеобщего народного образования, а также стремительное развитие полиграфии в Новой Англии обусловили появление там в 1820-х гг. целой плеяды авторов самых востребованных учебников по истории США. Одновременно с ростом количества и влияния издательских фирм в Нью-Йорке и Филадельфии центр производства учебной литературы во второй половине XIX в. переместился в Средне-Атлантические штаты.
Континентальная экспансия США создала предпосылки для массовой внутренней миграции населения, которое в числе другого имущества перевозило школьные учебники. Поскольку система школьного образования вплоть до конца XIX в. была новым и плохо развитым институтом, который еще не пользовался должным авторитетом у населения страны, руководители школ и учителя были не в состоянии обязать родителей покупать утвержденные школой, округом или штатом книги. Это привело к проблеме «учебного плюрализма» и распространению пособий северных авторов по всей территории США. Одновременно с этим высокая доходность бизнеса по продаже учебников привела к проблеме «перепроизводства» школьных книг.
Об авторе
Карина Юрьевна СметанинаРоссия
факультет иностранных языков и регионоведения, кафедра региональных исследований,
аспирант
Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119991, Россия
ORCID 0000-0002-2478-8061; SPIN 5482-8020
Список литературы
1. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен : конец XVII в. — 1930-е гг. : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09. Москва, 2011. 442 c.
2. Володина Т.А. Учебная литература по отечественной истории как предмет историографии : Середина XVIII — конец XIX вв.) : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.00, 07.00.09. Москва, 2004. 497 c.
3. Федорова Н.Г. Школьный учебник по истории средних веков в дискурсивном пространстве российского общества : вторая четверть XIX — начало XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09. Казань, 2008. 378 с.
4. Зверева Н.Ю. Конструирование культурной идентичности в учебных текстах постсоветской России : дис. ... канд. культурологии. : 24.00.01. Москва, 2009. 148 с.
5. Altschul C. The American Revolution in Our School Text-books : An Attempt to Trace the Influence of Early School Education on the Feelings towards England in the United States. New York : George H. Doran Company, 1917. 168 p.
6. Pierce B.L. Civic Attitudes in American School Textbooks. Chicago ; Ill. : The University of Chicago Press, 1930. XVI, 297 p.
7. Walworth A. School Histories at War : A Study of the Treatment of Our Wars in the Secondary School History Books of the United States and in Those of Its Former Enemies. Cambridge: Harvard University Press, 1938. XX, 92 p.
8. Fell M.L., sister. The Foundations of Nativism in American Textbooks, 1783—1860. Washington: Catholic University of America Press, 1941. IX, 259 p.
9. Carpenter C.H. History of American Schoolbooks. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1963. 322 p.
10. Elson R.M. Guardians of Tradition : American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln: University of Nebraska Press, 1964. XIII, 424 p.
11. Knight E.W. Public Education in the South. Boston, New York, etc. : Ginn and Company, 1922. XII, 482 p.
12. Nietz J.A. Old Textbooks : Spelling, Grammar, Reading, Arithmetic, Geography, American History, Civil Government, Physiology, Penmanship, Art, Music, as Taught in the Common Schools from Colonial Days to 1900. Pittsburgh : University of Pittsburgh Press, 1961. VII, 364 p.
13. American Textbook Publishers Institute. Textbooks in Education : a Report from the American Textbook Publishers Institute to its Membership, its Friends, and Any Others Whose Interest in the Development of the Educational System in the United States Goes beyond a Mere Passing Fancy. New York: The Institute, 1949. XI, 139 p.
14. Lehmann-Haupt H. The Book in America : a History of the Making and Selling of Books in the United States. 2nd ed. New York : Bowker, 1951. XIV, 493 p.
15. Joyce B. The First U.S. History Textbooks. Constructing and Disseminating the American Tale in the Nineteenth Century. Lanham : Lexington Books, 2015. VII, 335 p.
16. Twenty-second Annual Report of the Board of Trustees of the Public Schools of the City of Washington. Washington, D. C. : McGill & Witherow, 1867. 151 p.
17. Lebergott S. Wage Trends, 1800—1900 // Trends in the American Economy in the Nineteenth Century. A Report of the National Bureau of Economic Research, New York / Conference on Research in Income Wealth, and Economic History Association. Princeton: Princeton University Press, 1960. P. 449—500.
18. Third Annual Report of the Superintendent of Common Schools of Connecticut, to the General Assembly, May Session, 1848. New Haven, Conn. : Babcock & Wildman, 1848. 153 p.
19. Twelfth Annual report of the Department of Public Instruction of the State of Kansas, 1872. Topeka, Kansas : Prouty, 1872. 314 p., LI p.
20. Second Biennial Report of the Superintendent of Public Instruction of the State of Illinois, for the Years 1857—58. Springfield : Bailhacke & Baker, 1859. 69 p., 423 p.
21. Annual Report of the Superintendent of Common Schools of Connecticut, to the General Assembly, May Session, 1846. Hartford, Conn. : Case, Tiffany and Burnham, 1846. 181 p., 23 p.
22. Fourth Annual Report of the Superintendent of Common Schools of Connecticut, to the General Assembly, May Session, 1849. Hartford, Conn. : William H. Burleigh, 1849. 114 p.
23. Morgan J.W. Our School Books // DeBow’s Review and Industrial Resources, Statistics, Etc. Devoted to Commerce, Agriculture, Manufactures. 1860. Vol. 28, No. 4. P. 434—440.
24. Thirteenth Annual Report of the Superintendent of Public Instruction of the State of California, for the Year 1863. Clayes, 1863. 214 p.
25. FitzGerald F. America Revised : History Schoolbooks in the Twentieth Century. 1st ed. Boston, Toronto : Little, Brown and Company, 1979. 240 p.
Рецензия
Для цитирования:
Сметанина К.Ю. Американские учебники XIX в. как культурологические источники: проблема производства и использования. Обсерватория культуры. 2019;16(3):310-320. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-310-320
For citation:
Smetanina K.Yu. 19th-Century American Schoolbooks as Primary Sources in Cultural Studies: Their Production and Use. Observatory of Culture. 2019;16(3):310-320. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-310-320