Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цивилизационный и ментальный дискурсы русского театра как кода идентичности

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-4-15

Полный текст:

Реферат

Русский театр последних столетий является отчетливо сформированным кодом идентичности, обладая определенностью содержательных (социально-нравственных) и формальных (художественно-эстетических, в том числе жанровых и вербальных) особенностей. Цель настоящей статьи — обосновать существование русского театра как кода идентичности, который включает, мы полагаем, два дискурса — цивилизационный и ментальный.

В качестве пограничного цивилизационного кода русского театра определяется драма. Это и род литературы, развивавшийся динамично, парадоксально, создавая выдающийся репертуар для театра; и определение жизненной ситуации, которая характеризует театральность как специфическую черту русского самосознания. Цивилизационный дискурс русского театра проявляется через парадоксы конфликта в психологической драме. Уникальное (ментально детерминированное) культурологическое измерение русской драмы формирует логическую цепочку: время, пространство и человек, затерянный во времени и пространстве. Драма приходит в жизнь человека уже не как род литературы, а как ситуация его экзистенции.

Русская режиссура определена как ментальный/специфический и одновременно цивилизационный/универсальный код. Цивилизационный дискурс русского, как и мирового, театра предъявляет парадокс, связанный с конституированием режиссерской профессии как воплощения демиургического начала и сферы самореализации индивидуального начала творческой личности (что видно в опыте В. Мейерхольда и Е. Вахтангова, Г. Товстоногова и Ю. Любимова, а также многих из действующих сегодня режиссеров).

Актер в России — больше, чем актер; перефразируя известную формулу, мы обращаем внимание на присущее именно актерскому творчеству свойство ментального кода идентичности. Триада драматург—режиссер—актер, несомненно, составляет основу отечественной художественной традиции и утверждает значимость профессиональных интенций и культурфилософский смысл творческой деятельности каждого из трех авторов театрального произведения. Актер в этой цепочке является завершающим звеном.

Цивилизационный дискурс, опирающийся на универсалии культурных практик, связан с транс­формациями стилей, методов, вечных тем, отражаясь, прежде всего, в драматургии. Ментальный дискурс, в полной мере специфический, связан с локальными мотивами (актерское творчество) и парадоксальными рецепциями мировых практик и влиянием на них (режиссура).

Об авторе

Татьяна Семеновна Злотникова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

кафедра культурологии,
профессор

Республиканская ул., д. 108/1, Ярославль, 150000, Россия

доктор искусствоведения, профессор

ORCID 0000-0003-3481-0127; SPIN 1223-2255



Список литературы

1. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. Москва : Наука, 1969. 526 с.

2. Злотникова Т.С., Ерохина Т.И., Летина Н.Н., Киященко Л.П. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 125—136.

3. Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы и константы русского театра: культурфилософский дискурс // Вопросы культурологии, 2012. № 3. С. 28—33.

4. Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы русской драмы : научная монография / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2011. 288 с.

5. Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы режиссуры: Россия, XX век : научная монография / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2012. 308 с.

6. Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы актерского творчества: Россия, XX век : научная монография / Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2013. 211 с.

7. Владимиров С.В. Действие в драме. Ленинград : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1972. 159 с.

8. Сахновский-Панкеев В.А. Драма : Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Ленинград : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1969. 232 с.

9. Бентли Э. Жизнь драмы / пер. с англ. В. Воронина ; предисл. И.В. Минакова. Москва : Айрис-пресс, 2004. 416 с.

10. Злотникова Т.С. Эстетические парадоксы русского театра в культурфилософском измерении // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2013. № 4. С. 114—124.

11. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. Москва : Наука, 1972. 644 с.

12. Злотникова Т.С. Время «Ч» : (Культурный опыт А.П. Чехова. А.П. Чехов в культурном опыте 1887—2007 гг.) : научная монография. Москва ; Ярославль, 2007. 259 с.

13. Злотникова Т.С. Провинциальный «театр имени Горького»: институциональное и эстетическое // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. С. 235—241.

14. Злотникова Т.С. Творец и масса: революция 1917 года и революционность художественной жизни // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 319—326.

15. Симонов Р.Н. Творческое наследие : статьи и воспоминания о Р.Н. Симонове. Москва : ВТО, 1981. 559 с.

16. Чехов М.А. Литературное наследие : в 2 т. Москва : Искусство, 1995. Т. 1. 542 с.; Т. 2. 588 с.

17. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 12 т. Москва : Наука, 1978. Т. 6. 775 с.

18. Злотникова Т.С. Архетип старца и имидж любимца публики (парадоксы возрастного бытия артистов О. Табакова и С. Юрского) // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 199—204.

19. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Москва : Прогресс-Универс, 1996. 336 с.


Для цитирования:


Злотникова Т.С. Цивилизационный и ментальный дискурсы русского театра как кода идентичности. Обсерватория культуры. 2019;16(1):4-15. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-4-15

For citation:


Zlotnikova T.S. Civilizational and Mental Discourses of the Russian Theatre as an Identity Code. Observatory of Culture. 2019;16(1):4-15. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-1-4-15

Просмотров: 47


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)