Иконостас в литургическом и церковно-историческом контекстах
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-488-493
Реферат
Статья посвящена исследованию и атрибутации малоизвестных походных иконостасов («походная церковь»). К их особенностям относятся отсутствие местного ряда (с Царскими вратами), небольшой размер, изображения на одной доске по вертикали нескольких чинов (деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий). Походные иконостасы могли использоваться в длительных паломнических или миссионерских поездках, военных походах или в беспоповских моленных.
В богослужебной практике при определенных обстоятельствах как в древности, так и теперь использовались так называемые походные иконостасы, удобные в длительных путешествиях. Они легко устанавливались в любом месте: доме, палатке, даже в поле. Уже в XVI в. в военных походах использовались вышитые иконостасы, которые быстро разворачивались в полевых и в стационарных условиях. Так, император Александр I в военных походах использовал иконостас, который представлял собой живопись по шелку, выполненную мастерами Московской оружейной палаты. Походные церкви использовались также в малонаселенных и отдаленных местах (например, в Олонецкой губернии). Богослужение проходило в большом доме, службы продолжались два-три дня.
Таких иконостасов было немало в прежние века, однако до нас дошли лишь редкие экземпляры, среди которых встречаются весьма необычные: иконостасы в виде шкафа, тумбочки, киота. В начале ХХ в. была написана икона-иконостас: на ней изображен пятиярусный иконостас.
Ключевые слова
Об авторе
Маргарита Михайловна ЛоевскаяРоссия
факультет иностранных языков и регионоведения,
профессор
Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119991, Россия
доктор культурологии, профессор
ORCID 0000-0001-5190-178X; SPIN 3022-5360
Список литературы
1. Флоренский П. Иконостас. Москва : Искусство, 1995. 254 с.
2. Успенский Л.А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1963. № 44. С. 223—255.
3. Языкова И.К. Богословие иконы. Москва : Изд-во Общедоступного православного ун-та, 1995. 207 с.
4. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Иконостас: Происхождение, развитие, символика. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. С. 137—162.
5. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. Москва : Просвещение, 1996. 222 с.
6. Троица Ветхозаветная [Электронный ресурс] // Иконография восточно-христианского искусства : проект научного отдела факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. URL: http://icons.pstgu.ru/needlework/2243 (дата обращения: 30.05.2019).
7. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. Москва : [Ин-т этнологии и антропологии РАН], 2004. 255 с.
8. Юхименко Е.М. Беспоповцы // Православная энциклопедия. Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 702—724.
9. Тренев Д.К. «Походная церковь» в виде шкафчика XVII века в Серпуховском монастыре / О-во любителей духовного просвещения, Историко-археологический отдел. Москва, 1902. 32 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лоевская М.М. Иконостас в литургическом и церковно-историческом контекстах. Обсерватория культуры. 2019;16(5):488-493. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-488-493
For citation:
Loyevskaya M.M. Iconostasis in the Liturgical and Church-Historical Contexts. Observatory of Culture. 2019;16(5):488-493. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-488-493