Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Иконостас в литургическом и церковно-историческом контекстах

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-488-493

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена исследованию и атрибутации малоизвестных походных иконостасов («походная церковь»). К их особенностям относятся отсутствие местного ряда (с Царскими вратами), небольшой размер, изображения на одной доске по вертикали нескольких чинов (деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий). Походные иконостасы могли использоваться в длительных паломнических или миссионерских поездках, военных походах или в беспоповских моленных.

В богослужебной практике при определенных обстоятельствах как в древности, так и теперь использовались так называемые походные иконостасы, удобные в длительных путешествиях. Они легко устанавливались в любом месте: доме, палатке, даже в поле. Уже в XVI в. в военных походах использовались вышитые иконостасы, которые быстро разворачивались в полевых и в стационарных условиях. Так, император Александр I в военных походах использовал иконостас, который представлял собой живопись по шелку, выполненную мастерами Московской оружейной палаты. Походные церкви использовались также в малонаселенных и отдаленных местах (например, в Олонецкой губернии). Богослужение проходило в большом доме, службы продолжались два-три дня.

Таких иконостасов было немало в прежние века, однако до нас дошли лишь редкие экземпляры, среди которых встречаются весьма необычные: иконостасы в виде шкафа, тумбочки, киота. В начале ХХ в. была написана икона-иконостас: на ней изображен пятиярусный иконостас.

Об авторе

Маргарита Михайловна Лоевская
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

факультет иностранных языков и регионоведения,
профессор

Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Москва, 119991, Россия

доктор культурологии, профессор

ORCID 0000-0001-5190-178X; SPIN 3022-5360



Список литературы

1. Флоренский П. Иконостас. Москва : Искусство, 1995. 254 с.

2. Успенский Л.А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1963. № 44. С. 223—255.

3. Языкова И.К. Богословие иконы. Москва : Изд-во Общедоступного православного ун-та, 1995. 207 с.

4. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Иконостас: Происхождение, развитие, символика. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. С. 137—162.

5. Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. Москва : Просвещение, 1996. 222 с.

6. Троица Ветхозаветная [Электронный ресурс] // Иконография восточно-христианского искусства : проект научного отдела факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. URL: http://icons.pstgu.ru/needlework/2243 (дата обращения: 30.05.2019).

7. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. Москва : [Ин-т этнологии и антропологии РАН], 2004. 255 с.

8. Юхименко Е.М. Беспоповцы // Православная энциклопедия. Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 702—724.

9. Тренев Д.К. «Походная церковь» в виде шкафчика XVII века в Серпуховском монастыре / О-во любителей духовного просвещения, Историко-археологический отдел. Москва, 1902. 32 с.


Для цитирования:


Лоевская М.М. Иконостас в литургическом и церковно-историческом контекстах. Обсерватория культуры. 2019;16(5):488-493. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-488-493

For citation:


Loyevskaya M.M. Iconostasis in the Liturgical and Church-Historical Contexts. Observatory of Culture. 2019;16(5):488-493. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-488-493

Просмотров: 26


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)