Музыка как синергия и неклассическая модель человека
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15
Реферат
В статье рассматривается феномен музыки с точки зрения Человека. Связь с человеком в философии музыки оказывается весьма актуальной и пришедшей на смену позитивизму, а также спекулятизму, свойственным теориям о музыке в прошлом, когда использовались формально-логические методы.
Во внимании оказывается связь между личностным опытом человека, его антропологической энергией, т. е. той, которая связана с сокровенными основами и предельными глубинными переживаниями личности (ужасом, болью, счастьем, восторгом, устремлением за пределы себя) и специфической музыкальной энергией. В этом рассмотрении мы опираемся на философскую концепцию современного выдающегося отечественного мыслителя С.С. Хоружего. В ней человек предстает как энергийное существо, формируемое предельным опытом, т. е. опытом достижения предела существования и сознания. Синергийный подход к человеку продолжает неклассическую философскую традицию описания человека, используя категории «энергия», «практика себя», «предельный опыт», «конституция человека» и исключая категории «сущность», «субстанция», «субъект», свойственные классическому видению человека в европейской философии XVII—XIX веков.
Антропологическая составляющая неклассической синергийной концепции музыки включает понимание человека через определенную типизацию устремлений к границе, пределу. Такая философская антропология рисует человека, размыкающегося к нескольким границам — онтологической, онтической и виртуальной.
Музыка, соответственно, представленная как синергия, выступает проявлением человека, оказываясь музыкой онтологического, онтического или виртуального устремления. С этой точки зрения формируется не только особая философская концепция музыки, отличная от иных концепций — а именно от концепций музыки как числа и как выражения, но и подход ко всему историческому музыкальному наследию, а также к музыкальной практике, включающей композиторскую, исполнительскую, слушательскую деятельность.
Об авторе
Людмила Михайловна ГрибановаРоссия
вокальный факультет,
профессор
Годовикова ул., д. 9, стр. 25, Москва, 129085, Россия
кандидат педагогических наук
ORCID 0000-0003-2605-7649; SPIN 7143-5879
Список литературы
1. Боэций А. М. С. Наставление музыки // Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. Москва : Музыка, 1966. С. 153—167.
2. Adorno T.W. Aesthetic Theory: (Theory and History of Literature). Minneapolis : University of Minnesota Press, 1998. 376 p.
3. Куренкова Р.А. Этюды к феноменологической эстетике музыки : монография. Владимир :
4. Изд-во ВлГУ, 2015. 200 с.
5. Дильтей В. Наброски и критика исторического разума. Приложение. Понимание музыки // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135—152.
6. Pike A. Foundational Aspects of Musical Perception. A Phenomenological Analysis // Philosophy and Phenomenological Research. 1974. Vol. 34, № 3. P. 429— 434.
7. Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности // Исследования по эстетике. Москва : Иностр. лит., 1962. С. 403—570.
8. Langer S.K. Philosophy in a New Key: A Study in the Symbolism of Reason, Rite and Art. Cambridge : Harvard University Press, 1974. 313 p.
9. Гартман Н. Эстетика : пер. с нем. / под ред. А.С. Васильева. Москва : Изд-во иностр. лит., 1958. 692 с.
10. Ferrara L. Phenomenology as a Toll for Musical Analysis // The Musical Quarterly. 1984. Vol. LXX, № 3. P. 355—373.
11. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 688 с.
12. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. Москва : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. 408 с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1—2. Ленинград: Музгиз [Ленингр. отд-ние], 1963. 378 с.
14. Консон Г.Р. Болеслав Леопольдович Яворский [Электронный ресурс] // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1. С. 165—170. URL: http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/view/426/419 (дата обращения: 10.08.2019).
15. Консон Г.Р. А. Лосев — Б. Асафьев: смысловые параллели [Электронный ресурс] // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1 (6). С. 21—25. URL: http://journalpmn.com/index.php/PMN/article/viewFile/592/591 (дата обращения: 10.08.2019).
16. Курт Э. Основы линеарного контрапункта : Мелодическая полифония Баха / пер. З. Эвальд. Москва : Музгиз, 1931. 304 с.
17. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Москва : Музыка, 1975. 552 с.
18. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Москва : Академический проект, 2012. 205 с.
19. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки : [в 2 ч.]. Москва : Композитор, 2014. 630 с.
20. Зенкин К.В. Музыка. Эйдос. Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. Москва : Памятники исторической мысли, 2015. 462 с.
21. Клюев А.С. Что такое музыка с точки зрения синергетики [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие. (Terra Humana). 2010. С. 125—129. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/chto-takoe-muzyka-s-tochki-zreniya-sinergetiki (дата обращения: 11.08.2019).
22. Фуко М. Герменевтика субъекта / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. Санкт-Петербург : Наука, 2007. 677 с.
23. Липов А.Н. Экспериментальная музыка композитора Джона Кейджа и проблемы американского музыкального авангарда XX века // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 6. С. 702—709. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-6-702-709.
24. Ерохин В. Фономонтаж, прагматроника, логография. Историко-теоретические заметки о некоторых нетрадиционных формах музыкального творчества // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 123–133.
25. Кириллова Н.Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культурологии // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 5. С. 524 —531. DOI: 10.25281/2072-3156-2017-14-5-524-531.
• Синергийный подход, опирающийся на неклассическую философию, рассматривает музыку в сфере человеческой практики (а не как абстрактную сущность).
• Концепция синергийности (синергийная философия) музыки позволяет, минуя жесткие оценочные суждения, разобраться в типах музыки и ответить, почему одно сочинение нам нравится, а другое — нет.
Рецензия
Для цитирования:
Грибанова Л.М. Музыка как синергия и неклассическая модель человека. Обсерватория культуры. 2020;17(1):4-15. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15
For citation:
Gribanova L.M. Music as Synergy and Non-Classical Model of Man. Observatory of Culture. 2020;17(1):4-15. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-1-4-15