Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Тициан и Лоренцо Лотто: из истории художественного диалога на примере «портрета коллекционера»

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-618-627

Полный текст:

Реферат

Исследуются различные аспекты практики коллекционирования произведений классического искусства в Венеции эпохи Возрождения, а также ее влияние на формирование содержательной программы т. н. «портрета коллекционера», типологической разновидности портретной живописи, распространенной в искусстве XVI века. Наиболее интересными ее образцами являются «Портрет Андреа Одони» кисти Лоренцо Лотто и «Портрет Якопо Страда» работы Тициана, рассмотренные в данной статье. Актуальность исследования связана с обозначившимся в последние десятилетия исследовательским вниманием к истории коллекционирования, антикварной торговле и роли социально-экономических факторов в развитии истории искусства. Задачей является изучение на основании письменных источников вопроса о том, как в содержании подобных картин отразились морально-этические представления о значении антикварного собирательства, а также выявление его характерных особенностей на венецианской почве. Одна из них состояла в том, что заметную долю художественного материала в частных коллекциях составляли произведения греко-эллинистического искусства. Интерес к их коллекционированию говорит об особых эстетических пристрастиях собирателей, их чуткости к собственно художественным достоинствам антиков, а не только о стремлении к обладанию древностями. Также практика собирательства призвана была выразить нравственные добродетели самого коллекционера, величие его духа и благородство помыслов. С другой стороны, она служила важным способом социального самоутверждения для тех, кто не входил в замкнутое сословие элиты венецианского общества (патрициев), но по своим социальным амбициям стремился приблизиться к нему. Статья представляет интерес, в первую очередь, для историков, историков искусства, культурологов, музейных специалистов и специалистов в сфере антикварной торговли.

Об авторе

Евгений Валерьевич Яйленко
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

факультет искусств, кафедра семиотики и общей теории искусства,
доцент

Большая Никитская ул., д. 3, стр. 1, Москва, 125009, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-4497-2413



Список литературы

1. Favaretto I. Arte antica e cultura antiquaria nelle collezioni venete al tempo della Serenissima. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 2002. 414 p.

2. Venezia! Kunst aus venezianischen Palästen. Sammlungsgeschichte Venedigs vom 13. bis. 19. Jahrhundert. Bonn: Hatje Cantz Verlag, 2002. 415 S.

3. Gargan L. Oliviero Forzetta e la diffusione dei testi classici nel Veneto al tempo di Petrarca // Classical Influences on European Culture. A.D. 500—1500 / Ed. R.R. Bolgar. Cambridge: University Press, 1971. P. 73—80.

4. Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияния и взаимосвязь. Москва : Изд-во МГУ, 1985. 103 с.

5. Яйленко Е.В. Венецианская античность. Москва : Новое литературное обозрение, 2010. 485 с.

6. Mommsen T. Über die berliner Excerptenhandschrift des Petrus Donates // Jahrbuch der königlich preussischen Kunstsammlungen. 1883. Vol. 4. S. 73—89.

7. Фойгт Г. Возрождение классической древности, или первый век гуманизма: в 2 т. / Г. Фойгт; пер. со 2 нем. изд., передел. авт. И.П. Рассадин. Т. 2. Москва : Изд-во К.Т. Солдатенкова, 1885. 540 c.

8. Weiss R. The Renaissance Discovery of Classical Antiquity. Oxford: Basil Blackwell, 1988. 434 p.

9. Лазарев В.Н. Мантенья // Старые итальянские мастера. Москва : Искусство, 1972. С. 201—270.

10. Brown C.M. “Una Testa de Platone Antica con la Punta dil Naso di Cera”: Unpublished Negotiations between Isabella d’Este and Niccolo and Giovanni Bellini // The Art Bulletin. 1969. Vol. 51, № 4. P. 372—377.

11. Смирнова И.А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. Москва : НИИ Теории и истории изобразит. искусств, 1994. 270 с.

12. Archivalische Beiträge zur Geschichte der venezianischen Kunst / W. Bode, L. Gronau, D. Hadeln. Berlin: B. Cassirer, 1911. 206 S.

13. Sansovino F. Venezia, Città nobilissima et singolare. Venezia: Appresso Stefano Curti, 1663. 976 p.

14. Manutio P. Lettere volgari di Paolo Manutio, divise in quarto libri. Venezia: Aldus, 1560. 250 p.

15. Schmitter M. “Virtuous Riches”: The Bricolage in Cittadini Identities in early sixteenth-century Venice // Renaissance Quarterly. 2004. Vol. 57, № 3. P. 908—969.

16. Der Anonimo Morelliano: (Marcanton Michiel’s Notizia d’opere del disegno) / Hrsg. T. Frimmel. Wien: G. Graese, 1896. 166 S.

17. Brown D.A., Humfrey P., Lucco M. Lorenzo Lotto: rediscovered Master of the Renaissance. London, New Haven, Washington: National Gallery of Art, Yale Univ. Press. 1997. 248 p.

18. Late Titian and the Sensuality of Painting / Ed. S. Ferino-Pagden. Wien: Marsilio, 2007. 336 p.

19. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: [в 5 т.] / Дж. Вазари [пер. с итал. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского; под ред. А.Г. Габричевского].Москва : Терра, 1994. Т. 3. 816 c.


Для цитирования:


Яйленко Е.В. Тициан и Лоренцо Лотто: из истории художественного диалога на примере «портрета коллекционера». Обсерватория культуры. 2019;16(6):618-627. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-618-627

For citation:


Yailenko E.V. Titian and Lorenzo Lotto: From the History of Art Dialogue by the Example of the “Collector’s Portrait”. Observatory of Culture. 2019;16(6):618-627. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-618-627

Просмотров: 16


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)