Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Парадоксы творчества советских режиссеров (на примере кинофильмов Р.А. Быкова и К.Г. Муратовой)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-403-413

Полный текст:

Реферат

Цель статьи — анализ творческого опыта кинорежиссеров Р.А. Быкова и К.Г. Муратовой, которые воплощают принципы альтернативного советского кинематографа. Их, как показывает наше исследование, объединяет не только эпоха, но и архетипическая репрезентативность и личная маргинальность. Это воплощается в парадоксах режиссерского творчества, которые являются предметом исследования. Р.А. Быков и К.Г. Муратова так или иначе были дезавуированы тоталитарным режимом, а их творчество подвергалось цензуре. В случае с Р.А. Быковым, помимо режиссуры, мы имеем в виду и актерские работы. Актуальность исследования обусловлена проблематикой анализа нарративного содержания отечественного кинематографа и характеристикой сложного и неоднозначного периода отечественной культуры в советское и постсоветское время.

Осуществлен психоаналитический дискурс творцов, выявлено общее и особенное в их судьбах и произведениях. Его применение оправдано в силу парадоксов творческой личности. По мнению автора, комплекс неполноценности у Р.А. Быкова связан со стремлением быть лучшим и реализовать потенциал во всех сферах участия: не только режиссер и актер, но и организатор, общественный деятель. К.Г. Муратова как кинорежиссер вынуждена постоянно доказывать свое существование из-за специфики «неженского» рода деятельности, создавая фильмы, не соответствующие гендерным стереотипам.

Обосновывается, что определяющим фактором творчества становятся, во-первых, психологические характеристики личности творца, во-вторых, социальный контекст. Задача автора заключается в апробации адаптированного к основной цели культурологического анализа психоаналитического дискурсивного метода.

Это объясняется тем, что для обоих авторов гротескная театрализация становилась способом постижения действительности и образного выражения представлений о ней, возможностью сохранения жизнеспособности в социально и нравственно нетерпимых условиях. Архетипические образы являются основой для построения драматургии кинематографического произведения. В данной статье в контексте работ Р.А. Быкова архетипический подход применен по отношению к кинофильму «Айболит-66» (1967 г.), в контексте работ К.Г. Муратовой — к кинофильму «Три истории» (1997 г.). Это позволяет представить углубленный анализ основных элементов творчества, так как для больших художников в репрезентации произведений характерным является один кадр или эпизод. Автором проанализированы мужской и женский архетип, прообразы Ребенка и Старца, реализованные в фильмах. Обращение режиссеров к ним продиктовано логикой, поскольку паттерны в концепции К. Юнга, являясь частью коллективного бессознательного, универсальны одновременно при создании и прочтении произведения.

Об авторе

Владислава Михайловна Куимова
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Россия

кафедра культурологии,
аспирант

Республиканская ул., д. 108/1, Ярославль, 150000, Россия

ORCID 0000-0003-4047-1176; SPIN 8727-4295



Список литературы

1. Михайличенко А.Ю. Философский анализ социально-культурного континуума тоталитарного общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. Вып. 7 (23). Серия : Гуманитарные науки. С. 24—29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-analiz-sotsialno-kulturnogo-kontinuuma-totalitarnogo-obschestva (дата обращения: 03.06.2020).

2. Кичин В. Ролан Быков: я хочу жить, но это очень трудно… В день рождения великого актера и режиссера его муза Елена Санаева — «Российской газете» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2004. № 3628. 12 нояб. URL: https://rg.ru/2004/11/12/bykov.html (дата обращения: 03.06.2020).

3. Быков Р.А. Я побит — начну сначала! : дневники. Москва : АСТ : Астрель, 2010. 749 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=208677 (дата обращения: 03.06.2020).

4. Вишняков В. Памяти Ролана Быкова. Идут по кругу палачи, и каждый лютый друг // Парламентская газета. 2005. № 176. 7 окт.

5. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11 : Социология. 1998. № 3. С. 167—176.

6. Сазонов А. Все причины у человека не снаружи, а внутри [Электронный ресурс] // Сноб. 2013. № 02 (55). URL: https://snob.ru/magazine/entry/57223/ (дата обращения: 03.06.2020).

7. Бобер Ж. Культурная маргинальность и ее место в развитии культуры // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 4. С. 136—143.

8. Allen R.C., Gomery D. Film History : Theory and practice. New York ; San-Francisco : McGraw-Hill, 1985. P. 276.

9. Хренов Н.А. Киноведение как гуманитарная наука [Электронный ресурс] // Артикульт. 2015. № 19 (3). С. 6—17. URL: http://articult.rsuh.ru/upload/articult/journal_content/019/ARTICULT-19_(3-2015,P.6-17)-Khrenov.pdf (дата обращения: 03.06.2020).

10. Элькан О.Б., Путра В.А. Влияние психоанализа на киноискусство XX века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 34. С. 100—109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihoanaliza-na-kinoiskusstvo-hh-veka (дата обращения: 03.06.2020).

11. Юнг К.Г. Архетип и символ. Москва : Ренессанс, 1991. 297 с. URL: http://www.pseudology.org/Psyhology/Jung/Arhetip_and_simbol.pdf (дата обращения: 03.06.2020).

12. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 336 с.

13. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с. URL: https://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/f-8XT1NhfwdLIxdTJ0M_XLnBkZg.pdf (дата обращения: 03.06.2020).

14. Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура. Введение в культурологию : учебно-методическое пособие / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского ; изд. 3-е, доп. и перераб. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. 331 с.

15. Злотникова Т.С. Философия творческой личности. Москва : Согласие, 2017. 915 с.

16. Хренов Н.А. Аналитическая психология К. Юнга и интерпретация текстов экранной культуры // Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. Т. 2 : Историческая культурология. Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. С. 198—208. URL: http://ec-dejavu.ru/c-2/Cinematography.html (дата обращения: 03.06.2020).

17. Куимова В.М. Бездны на краю: цирк имени Р.А. Быкова (смысловые грани к/ф «Айболит-66» // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 306—310.

18. Аронсон О. Метакино [Электронный ресурс]. Москва : Ад Маргинем, 2003. 262 с. URL: https://iphras.ru/uplfile/aesthet/books/aronsonmetakino.pdf (дата обращения: 03.06.2020).

19. Ямпольский М.Б. Муратова. Опыт киноантропологии. Санкт-Петербург : Сеанс, 2015. 528 с.

20. Юнг К.Г. Психология архетипа ребенка [Электронный ресурс]. URL: https://bookap.info/book/yung_psihologiya_arhetipa_rebenka/gl1.shtm#1 (дата обращения: 03.06.2020).


  • Психоаналитический дискурс подразумевает установление интегративных связей между индивидуальной парадигмой творческой деятельности и социокультурным контекстом.
  • Архетипы, включенные в психоаналитический дискурс, являются общечеловеческими прообразами и идеями. Эти структуры — универсальны для понимания творческой деятельности.
  • В ходе анализа автор обращается к личному опыту и кинофильмам Р.А. Быкова и К.Г. Муратовой.

Для цитирования:


Куимова В.М. Парадоксы творчества советских режиссеров (на примере кинофильмов Р.А. Быкова и К.Г. Муратовой). Обсерватория культуры. 2020;17(4):403-413. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-403-413

For citation:


Kuimova V.M. Paradoxes of Soviet Film Directing (By the Example of R.A. Bykov’s and K.G. Muratova’s Films). Observatory of Culture. 2020;17(4):403-413. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-403-413

Просмотров: 35


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)