Русский масскульт: размышления о специфике авторского видения
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-542-545
Реферат
В рецензии отмечается специфика понимания трансформации отечественной массовой культуры, данная российским культурологом, литературоведом и философом И.В. Кондаковым.
Монография «Русский масскульт: от барокко к постмодерну» представляет интерес своей актуальной методологией, позволяющей построить научную модель, способную объединить классические проблемы и современные трактовки. Методология строится на принципах диалектического развития темы масскульта; выделяется основная авторская идея — литературоцентризм, которая определяет основные тенденции развития отечественной массовой культуры. Авторская позиция «вненаходимости» относительно предмета своего исследования доказывает правомерность рассмотрения логического и алогического в истории и развитии русского масскульта. Архитектоника научного исследования И.В. Кондакова определяется как имеющая круговую структуру, что связывает методологические основания рецензируемой монографии с «герменевтическим кругом» Г.-Г. Гадамера. Автор определяет три признака в понимании массовой культуры, определенные отрицанием «-не»: возникновение ее «не связано» исключительно с XX в.; истоки «не могут» иметь только этнонациональный характер; «не принадлежат» определенной общественно-экономической формации. Ему удается разомкнуть границы привычных трактовок массовой культуры за счет более объемного подхода к предмету исследования. Такой подход, безусловно, потребовал от ученого не только энциклопедических знаний, но и последовательного анализа широкого историко-культурного, литературоведческого контекста предпринятого исследования. Отмечается репрезентативность авторской выборки персоналий для исследования, что, в частности, отражает указатель имен.
Исследование характеризуется как несколько провокативное, предлагающее читателю неожиданно новое прочтение известных произведений, представленных в основном русской литературой.
Специфика авторской интерпретации заключается в том, что философско-культурологическая концепция трансформации отечественного масскульта не только подводит своеобразный исследовательский итог, но и определяет векторы дальнейшего изучения проблемы.
Об авторе
Марина Васильевна ЛогиноваРоссия
кафедра культурологии и библиотечно-информационных ресурсов,
профессор
Большевистская ул., д. 68, Саранск, Республика Мордовия, 430005, Россия
доктор философских наук
ORCID 0000-0003-1405-0976; SPIN 7458-6923
Список литературы
1. Кондаков И.В. Русский масскульт: от барокко к постмодерну : [монография]. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2018. 544 с.
2. Подорога В.А. Выражение и смысл : Ландшафт. миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка / Валерий Подорога. Москва : Ad Marginem, 1995. 426 с.
3. Бланшо М. Пространство литературы / Морис Бланшо ; [пер. с фр. В.П. Большаков и др.]. Москва : Логос, 2002. 281 с.
4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного : [пер. с нем.] / Г.-Г. Гадамер ; [Послесл. В.С. Малахова ; Коммент. В.С. Малахова, В.В. Бибихина]. Москва : Искусство, 1991. 366 с.
Рецензия
Для цитирования:
Логинова М.В. Русский масскульт: размышления о специфике авторского видения. Обсерватория культуры. 2019;16(5):542-545. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-542-545
For citation:
Loginova M.V. Russian Masscult: Reflections about the Specificity of the Author’s Vision. Observatory of Culture. 2019;16(5):542-545. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-5-542-545