Актуализация мифа как способ построения саморефлексирующего сюжета фильма «Застава Ильича»
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-595-605
Реферат
В статье приведен анализ мифологического измерения картины М.М. Хуциева «Застава Ильича». Автор приходит к выводу, что текст данного фильма представляет собой саморефлексирущую структуру: во-первых, сюжет картины достаточно явно отражает мифологическое восприятие действительности, во-вторых, ход повествования воспроизводит воздействие мифологических кодов на восприятие аудитории. Текст этого фильма содержит описание собственного механизма воздействия на зрителя, а также процессов, происходящих в сознании аудитории в момент просмотра.
В первой части сообщается об основных принципах мифологического мышления и о представлении времени и пространства в мифе, ссылаясь на работы К. Леви-Стросса, Р. Барта, М. Элиаде, А. Лосева, Э. Кассирера и др. Особое внимание уделено роли мифа и ритуала инициации в психологическом становлении личности, так как, исходя из дальнейшего, именно эта тема ложится в основу повествования названного фильма.
Во второй части рассматриваются приемы, посредством которых мифологическое измерение манифестируется в тексте картины.
В третьей части исследователь показывает, как контраст профанного и сакрального становится основной семантической оппозицией, способствующей движению сюжета.
В четвертой части автор доказывает, что референтом показанных на экране образов является отражение действительности в сознании персонажей. Развитие оных лежит в русле актуализации сакрально-мифологического восприятия мира. В свою очередь, культурные коды, содержащиеся в тексте фильма, призваны вызвать своеобразный отклик в сознании аудитории — актуализировать в ее представлениях тот же сакральный модус восприятия, достижение которого является конечной целью героев. Таким образом, внутренний путь персонажей картины отражает процессы, которые возбуждает исследуемый фильм в восприятии аудитории.
Актуальность статьи заключается в обнаружении и описании принципа саморефлексии в структуре кинокартины «Застава Ильича», что позволяет на качественно новом уровне осмыслить ее строение и место в историческом развитии отечественного кинематографа.
Ключевые слова
Об авторе
Алексей Олегович БеззубиковРоссия
отдел разработки и апробации методик кинопросвещения,
специалист
Вильгельма Пика ул., д. 3, Москва, 129226, Россия
ORCID 0000-0003-0706-2354; SPIN 4225-3814
Список литературы
1. Марголит Е.Я. Живые и мертвое: заметки к истории советского кино 1920 - 1960-х годов. Санкт-Петербург : Мастерская «Сеанс». 2012. 560 с.
2. Пондопуло Г.К. Культура образца. Формирование культурных парадигм Востока и Запада : учебное пособие. Москва : ВГИК, 2014. 380 с.
3. Элиаде М. Аспекты мифа / [пер. с фр. В.П. Большакова]. 5-е изд. Москва : Академический проект, 2014. 234 с.
4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва : Наука, 1983. 536 с.
5. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2 : Мифологическое мышление. Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2001. 280 с.
6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Санкт-Петербург : Азбука, 2014. 316 с.
7. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва : Терра-Книжный клуб : Республика, 1999. 392 с.
8. Барт Р. Мифологии / [пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина]. 3-е изд. Москва : Академический проект, 2014. 351 с.
9. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 7—60.
10. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / [пер. с англ. О.Ю. Чекчурина]. Москва [и др.] : Питер, 2016. 347 с.
11. Кэмпбелл Д. Пути к блаженству: мифология и трансформация личности / пер. с англ. А. Осипова. Москва : Открытый мир, 2006. 314 с.
12. Хренов Н.А. Образы Великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. Москва : Прогресс-Традиция, 2008. С. 468—485.
13. Элиаде М. Мифы современного мира // Мифы, сновидения, мистерии / пер. с англ. Москва : REFL-book ; Киев : Ваклер, 1996. С. 35—36.
14. Курбатова К.Г. Время в образной структуре фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» // Киноведческие записки. 2004. № 68. С. 237—263.
15. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / пер. с фр. Москва : Ладомир, 2000. 414 с.
16. Ковалов О.А. Четвертый смысл. «Застава Ильича»: Гипотеза прочтения кинотекста // Искусство кино. 2008. № 10. С. 63—72.
17. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. Москва : Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. К—Я. С. 329—330.
18. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд, репринтное. Москва : Восточная литература, 2000. 407 с.
19. Греймас А-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. Москва : Прогресс, 2000. 536 с.
Рецензия
Для цитирования:
Беззубиков А.О. Актуализация мифа как способ построения саморефлексирующего сюжета фильма «Застава Ильича». Обсерватория культуры. 2019;16(6):595-605. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-595-605
For citation:
Bezzubikov A.O. Myth Actualization as a Way to Build the Self-Reflective Plot of the Film “Ilyich’s Gate”. Observatory of Culture. 2019;16(6):595-605. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-6-595-605