Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Мифологическая концептуализация в фильмах А.О. Балабанова и интерпретация фильма «Река»

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-262-277

Полный текст:

Реферат

Автором дана попытка раскрыть смысловой посыл недоснятого фильма «Река», который предполагался новым программным продуктом в творчестве Алексея Октябриновича Балабанова. В начале статьи раскрывается режиссерский способ концептуализации своих кинополотен, апеллирующих к мифологическому конципированию структуры повествования помимо сюжета и жанровой принадлежности фильма. Последнее проясняется в процессе сопоставления фильмов со структурой волшебной сказки, что ранее также отмечено некоторыми исследователями творчества А.О. Балабанова. Новизна статьи связана с философским анализом указанной концептуализации незаконченного фильма «Река» (2002 г.) и попыткой выявления эстетических эффектов и символических смыслов, закодированных в кинопроизведении.

Пристальное внимание режиссера проекта «Река» к культурам традиционного общества и особенно к культуре северян — тофалар (тофа), якутов (саха) обусловлено, по мнению автора статьи, близостью традиций народов Севера и Арктики к мифологическому способу конципирования в культуре. В этом смысле проект «Река» должен был, по всей вероятности, стать экспериментом режиссера по выстраиванию архаичного топоса с кристальным мифологическим концептом избытка природного над культурным и соответствующей ему ментальностью и психологией поступков «ветхой эпохи». Главное в этом кинематографическом эксперименте заключалось в вынесении культуры «за скобки» и анализе стихийности в природе человека с последующим «раскалыванием» мифологического сознания; в разрыве эпического круга традиции с символическим выходом через концепт «лодка» и «река» к универсальному человеческому началу, метафизическому топосу мысли. Пророческий дар режиссера, воплощенный в ряде его авторских кинокартин, интерпретируется на примере фильма «Река» и отражает посыл к пути саморазвития культур российских народов.

Об авторе

Алексей Григорьевич Пудов
Якутская государственная сельскохозяйственная академия
Россия

кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
доцент

Сергеляхское шоссе, 3 км, д. 3, Якутск, 677007, Россия

кандидат философских наук

ORCID 0000-0001-6215-9461; SPIN 1902-7104



Список литературы

1. Балабанов. Перекрестки : по материалам Первых Балабановских чтений / [ред. : Алексей Артамонов и др.]. Санкт-Петербург : Сеанс, 2017. 191 с.

2. Стишова Е.М. Российское кино в поисках реальности. Свидетельские показания. Москва : Аграф, 2013. 460 с.

3. Сельянов С. «Он любил сильное, откровенное высказывание, радикальное действие» : Сергей Сельянов об Алексее Балабанове. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://rusrep.ru/balabanov2 (дата обращения: 14.05.2020).

4. Сергеева Т. «Река»: от истока до устья. О фильме рассказывают: Владимир Дмитриев, Эверт Паязатян, Сергей Сельянов, Алексей Балабанов, Сергей Астахов, Павел Пархоменко, Максим Беловолов, Тамара Фрид, Надежда Васильева, Андрей Чертков [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/188/ (дата обращения: 14.05.2020).

5. Усков О. Якутский режиссер рассказал о мистике на съемках «Реки» Балабанова [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/05/31/iakutskij-rezhisser-rasskazal-o-mistike-na-semkah-reki-balabanova.html (дата обращения: 14.05.2020).

6. Балабанов А. Кино — это энергия, ты ее все время отдаешь, с каждым фильмом [Электронный ресурс]. URL: https://kinoart.ru/interviews/kino-eto-energiya-ty-ee-vse-vremya-otdaesh-s-kazhdym-filmom (дата обращения: 14.05.2020).

7. Ярко А.Н. Сценарий и фильм как единое произведение (на материале сценария и фильма «Трофимъ» А.О. Балабанова) // Литература — Театр — Кино: проблемы диалога : коллективная монография. Самара: Самарский государственный университет, 2014. С. 147—157.

8. Петровская Е. «На стороне новых варваров»: знаки поколения у Балабанова // Новое литературное обозрение. 2018. № 1 (149). С. 489—508.

9. NOSTALGIA07. «Река» Балабанова [Электронный ресурс]. URL: https://nostalgia07.livejournal.com/5989.html // (дата обращения: 14.05.2020).

10. Мамиова Е.М. Рок-музыка в фильме как средство типизации жизненной судьбы киногероя (на примере фильма Алексея Балабанова «Брат») // Временник Зубовского института. 2015. Вып. 1 (14). С. 113—132.

11. Журкова Д.А. «Брат 2» Алексея Балабанова: непрочитанное признание в любви // Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 3. С. 92—114.

12. Журкова Д.А. Музыкальная драматургия фильма «Морфий» Алексея Балабанова // Художественная культура. 2018. № 4 (26). С. 252—271.

13. Кузнецова Л.В. Поэтика пространства литературного текста на экране // Уральский филологический вестник. Серия : Русская литература XX—XXI веков: направления и течения. 2016. № 3. С. 261—272.

14. Лепихова И.В. Герменевтика кинореальности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 5. С. 64—85.

15. Доценко Е.Г. Петербургское пространство Балабановского Беккета // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2014. № 1. С. 182—190.

16. Кузнецова Л.В. Образ литературного героя на экране: интертекстуальные проблемы // Уральский филологический вестник. Серия : Русская литература XX—XXI веков: направления и течения. 2017. № 3. С. 155—164.

17. Скрябина Т.Л. «Жестокий талант»: Ф.М. Достоевский и кинодраматургия (А. Балабанов «Груз 200», В. Сорокин «4», Вуди Аллен «Матч-пойнт») // Культурология. 2011. № 4 (59). С. 23—29.

18. Сикоева Е.Ю. Песня как объект цитирования в фильмах режиссера А. Балабанова // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2017. №3 (11). С. 24—32.

19. Суховеров А. Пространство подростка. Киноязык Алексея Балабанова // Искусство кино. 2001. № 1. С. 65—74.

20. Орищенко С.С. Традиция или куда ведет дорога смерти (кинокартина Алексея Балабанова «Я тоже хочу») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Серия : Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. Т. 18. № 1. С. 101—104.

21. Рахманова Т.Д. Феномен дороги в отечественном кинематографе 2000—2010-х гг. // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России : сборник научных трудов, посвященный Году российского кино : в 2 ч. / А.Д. Евменов (отв. ред.). Санкт-Петербург. 2016. Ч. 2. С. 110—118.

22. Григорьян К.Э. Последний герой российской кинематографии // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 : Филология и искусствоведение. 2011. № 1. С. 170—173.

23. Структура волшебной сказки. Москва : Российский государственный гуманитарный ун-т, 2001. 232 с.

24. Соколов Д.Ю. Маленькая теоретическая глава № 5 «Структура волшебной сказки» [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/54721 (дата обращения: 14.05.2020).

25. Грачева Е., Востриков А. Предел скорби: О незаконченном «якутском» проекте Алексея Балабанова «Река» [Электронный ресурс]. URL: https://chapaev.media/articles/4541 (дата обращения: 14.05.2020).

26. Закс Л.А. Эстетические ценности в современном искусстве: классическое и постнеклассическое // Studia Culturae. 2015. № 26. С. 64—72.

27. Пудов А.Г. Национальное бытие на театральных подмостках. Якутск : СМИК. 2016. 92 с.

28. Пудов А.Г. Идентификация продуктивной парадигмы художественной культуры Якутии // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 3. С. 251—262. DOI: 10.25281/2072-3156-2019-16-3-251-262.

29. Авченко В. Якутская река Балабанова. «Американец», «Река», «Кочегар»: сибирские и дальневосточные замыслы культового режиссера [Электронный ресурс]. URL: https://dv.land/people/yakutskaya-reka-balabanova (дата обращения: 14.05.2020).

30. Доценко Е.Г. Беккет по-русски в «Счастливых днях» Алексея Балабанова: подводя итоги // Филологический класс. 2013. №3 (33). С. 114—118.


  • В чем загадка киноантологии культового российского режиссера Алексея Балабанова? Отвечая на вопрос, автор статьи обращается к мифологической структуре волшебной сказки, концептуализирующей большинство жанровых кинолент режиссера.
  • Майский номер журнала «Esquire» был посвящен 20-летию культового фильма Алексея Балабанова «Брат 2» с Сергеем Бодровым младшим на обложке. 2020-й стал также 20-летием со времени начала съемок трагического кинопроекта «Река», единственного в фильмографии А.О. Балабанова построенного на материале традиционного общества.
  • Проведенные параллели с фильмами «Брат» и «Брат 2» к незавершенному проекту «Река» позволили констатировать, что законченный фильм являлся бы поворотом в творчестве Балабанова от мифа к логосу, от жанрового кино к кинопритче о российской культуре.
  • Пророческий дар режиссера, воплощенный в ряде его авторских кинокартин, интерпретируется на фильме «Река», отражая «невозможную возможность» культуры российских народов.

Для цитирования:


Пудов А.Г. Мифологическая концептуализация в фильмах А.О. Балабанова и интерпретация фильма «Река». Обсерватория культуры. 2020;17(3):262-277. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-262-277

For citation:


Pudov A.G. Mythological Conceptualization in A.O. Balabanov’s Films and Interpretation of “The River”. Observatory of Culture. 2020;17(3):262-277. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-262-277

Просмотров: 204


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)