«Распознать и прочитать нечто как документ…»: (трансфер вещи в исследовательских рефлексиях Г.Л. Дайн)
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-414-425
Реферат
Предметом рассмотрения данной статьи являются культурологические аспекты музейного документирования — процесса выявления предметов, подлежащих сохранению и актуализации в качестве исторических документов. В системе понятий музейной технологии он обозначается как процесс отбора, с точки зрения философии музея — как реализация специфического/музейного отношения к действительности. В категориях культурологии документирование может быть рассмотрено как предметно-контекстуальный трансфер вещи. Формирование данного кейса в настоящее время прослеживается в статьях Я. Долака, А.Н. Балаш, А.А. Никоновой, Е.В. Аброськиной.
В статье путь вещи в музей рассматривается на основе анализа опубликованных материалов экспедиционных дневников искусствоведа Г.Л. Дайн. Спектр ее исследовательских установок, помимо институциональных факторов, включает научное кредо ученого с ярко выраженным культурологическим дискурсом. Это «изучение игрушки в живых связях с народным бытом и творчеством, в составе всего комплекса детской культуры», познание «духовной стороны механизма преемственности в народной культуре». На его основе формируется корпус индивидуальных методов полевой работы, релевантный логике современного интерпретативного поворота в науках о культуре. Их исходный посыл — восприятие вещи как текстуальной модели национальной культуры, установка на ее многослойную читаемость, исходящая из представления о культуре как тексте. Предметно-контекстуальный трансфер вещи в статье рассмотрен на примерах приобретения для музейных коллекций предметов башкирской, чукотской, эскимосской и бурятской традиционных культур. Особое внимание уделяется воссозданию вещей по памяти носителями традиции. В итоге сделан вывод о пятикомпонентной структуре процесса музейного документирования, включающей: культурную метареальность — вещь — документ — предмет музейного значения — музейный предмет. Логика трансформаций вещи конкретизируется схемой системного культурологического анализа: документ — текст — контекст — дискурс — интерпретация.
Об авторе
Ирина Валерьевна АндрееваРоссия
кафедра туризма и музееведения,
доцент
Орджоникидзе ул., д. 36а, Челябинск, 454091, Россия
кандидат педагогических наук, доцент
ORCID 0000-0002-8737-8422; SPIN 1778-5691
Список литературы
1. Дайн Г.Л. По России — за игрушкой : очерки, экспедиционные дневники : 1984—1988 / Галина Дайн ; Художественно-педагогический музей игрушки ; ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Сергиев Посад : Цветографика ; Хотьково : [б. и.], 2016. 288 с.
2. Словарь актуальных музейных терминов / авторы-составители: М.Е. Каулен, А.А. Сундиева, И.В. Чувилова и другие // Музей. 2009. №5. С. 47—68.
3. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины [Альбом] / О.В. Круглова. Москва : Изобразительное искусство, 1987. 174 с.
4. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника : 4-е изд., перераб. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 174 с.
5. Дайн Г.Л. Искусство игрушки : художественно-функциональные особенности русской народной куклы XIX—нач. XX в. : дисс. …канд. искусствоведения: 17.00.00. Москва, 1976. 173 с.
6. Дайн Г.Л. Детский народный календарь / Галина Дайн : 2-е изд., дополненное и переработанное. Хотьково : Сергиев Посад, 2010. 181 с. (Коллекция книг Галины Дайн) (Игрушка в культуре России; Кн. 1).
7. Дайн Г.Л. Тряпичная кукла : лоскутные мячики / Галина Дайн : переиздание, дополненное и переработанное. Хотьково : Цветографика, 2012. 248 с. (Коллекция книг Галины Дайн) (Игрушка в культуре России; Кн. 4).
8. Дайн Г.Л. Как войти в народную культуру : экспедиционные и методические материалы, исследования, статьи : 1990 — 2014. Сергиев Посад : Цветографика, 2015. 292 с. (Коллекция книг Галины Дайн) (Игрушка в культуре России; Кн. 6).
9. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера : очерки, экспедиционные дневники : 1989—1992 / Галина Дайн ; Художественно-педагогический музей игрушки; ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)». Сергиев Посад : Цветографика, 2017. 284 с. (Коллекция книг Галины Дайн) (Игрушка в культуре России; Кн. 8).
10. Никонова А.А. Музейный предмет и/или экспонат : к проблеме музейной эвристики // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе : сборник статей по материалам научно-практического семинара (Москва, 21 февраля 2017 г.). Москва : ИНИОН РАН, 2017. С. 111—121.
11. Менш П. ван. К методологии музеологии / Петер ван Менш ; пер. с англ. В.Г. Ананьева // Вопросы музеологии. 2014. № 1 (9). С. 15—291.
12. Зарецкий Ю.П. Стратегии понимания прошлого : Теория, история, историография. Москва : Новое литературное обозрение, 2011. 384 с.
13. Полтавская Е.И. Схематизация научных категорий — методологическая основа общей теории библиотековедения, библиографоведения, книговедения : дис. … доктора пед. наук: 05.25.03. Москва, 2015. 422 с.
14. Долак Я. Музеология — настоящее и будущее // Музеология — музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания : материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2009. С. 12—19.
15. Балаш А.Н. Вещь в музее: размышления о судьбе «предмета музейного значения» // Вопросы музеологии. 2013. №1 (7). С. 19—24.
16. Кун Т. Структура научных революций [с вводной статьей и дополнениями 1969 г.]. Москва : Прогресс, 1977. 300 с.
17. Аброськина Е.В. «Вместо этнографии приходится заниматься исключительно этим…»: послевоенные экспедиции Государственного музея этнографии сквозь призму писем к А.Я. Дуйсбург // Музей — памятник — наследие. 2019. №1 (5). С. 102—114.
18. Баранов Д.А. «Приручение» традиции: включение понятия традиции в нарратив о советском народе (по материалам ГМЭ народов СССР) // Антропологический форум. 2012. №16. С. 351—366. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/016/16_baranov.pdf (дата обращения: 27.03.2020).
19. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты : новые ориентиры в науках о культуре. Москва : Новое литературное обозрение, 2017. 504 с.
Как вещь приходит в музей, а предмет народной культуры становится музейной ценностью? Полевые дневники и книги Г. Л. Дайн отвечают на этот вопрос множеством фактов, наблюдений, выводов из практики этноэкспедиций. Это делает их источником изучения феномена музейного отношения к действительности.
Комплектование коллекций в экспедициях определяется системой институциональных и личных установок исследователя. В принятии решения определяющая роль принадлежит предзнанию специалиста. Знания, опыт, культура исследователя позволяют установить и зафиксировать связь вещи с социокультурными контекстами конкретного локуса реальности и информационной системы, в которую предмет будет помещен.
Процесс отбора предметов для музейных коллекций находится в зависимости от системы специально-научных контекстов. Трансфер – процесс перехода вещи из повседневности в статус документа – рассмотрен в статье с позиций системного культурологического анализа.
Психо-физическая основа трансфера - интеллектуальное усилие, фиксирующее внимание исследователя на вещи, восприятие ее в качестве документа. Этот процесс наделения предмета смыслами и культурными значениями – первый этап музейного документирования, определяющий дальнейшую судьбу музейного предмета.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева И.В. «Распознать и прочитать нечто как документ…»: (трансфер вещи в исследовательских рефлексиях Г.Л. Дайн). Обсерватория культуры. 2020;17(4):414-425. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-414-425
For citation:
Andreeva I.V. “To Recognize and Read Something as a Document...”: (The Transfer of Things in Research Reflections by G.L. Dain). Observatory of Culture. 2020;17(4):414-425. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-414-425