Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-32-43

Полный текст:

Реферат

В статье рассматривается феномен китайского реализма, а также предпосылки и факторы, повлиявшие на процессы рецепции в современном китайском искусстве. В начале XX в. под воздействием западного академического реализма и художественной системы соцреализма формируется новое направление и художественный метод — реализм, который становится мейнстримом в искусстве Китая середины XX века. По своим эстетическим и идеологическим мотивам китайский реализм является объектом рецепции соцреализма, что было обусловлено культурно-историческими факторами, развитием политико-экономических и культурных связей с СССР. Изучение реалистической живописи, являющейся отражением атмосферы эпохи, мировоззрения, диалога культур, актуально как для китайского, так и для российского современного искусствоведения. В статье исследуется роль реализма в развитии художественной культуры Китая XX в., в том числе ее социально-политические компоненты, а также динамика художественно-выразительных средств и иконографической системы в контексте историко-культурной ситуации. В 1980—1990-х гг., вследствие либерализации экономической и политической жизни, в художественном сознании формируются новые концепции реалистической живописи — неореализм и циничный реализм, связанные с критическим переосмыслением исторического наследия. Неореализм и циничный реализм, значительно обогатившие реалистическую живопись новыми формами и содержанием, заимствуют западные постмодернистские концепции поп-арта, в гротескной и сатирической форме развенчивают политические стереотипы прошлого. Анализ реалистической живописи 1990-х годов позволяет проследить, как трансформация прежних живописных канонов отражает стремление общества освободиться от давления тоталитарной идеологии и переосмыслить ценностные ориентиры предшествующей эпохи.

Новизна данного исследования заключается в применении системного и целостного подхода к анализу реализма в китайской живописи, выявлении многообразия его форм и направлений и обосновании специфики эволюции в контексте художественной культуры Китая XX века. Комплексных исследований данного вопроса в современном искусствоведении практически нет, поэтому настоящая работа является попыткой создания научного подхода к изучению данного художественного явления и формированию представлений о том, как менялось художественное самосознание целой эпохи.

Об авторе

Галина Сергеевна Гультяева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Департамент востоковедения и африканистики,
доцент

Союза Печатников ул., д. 16, Санкт-Петербург, 190121, Россия

кандидат искусствоведения, доцент

ORCID 0000-0002-5254-3870; SPIN 1547-4395



Список литературы

1. Шехтер Т.Е. Реализм и его модификация в искусстве XX — XXI веков // Искусство как образ мира: избранные работы по теории и истории искусства. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсозов, 2012. С. 316—324.

2. Современное искусство Китая // Энциклопедия изобразительного искусства Китая. URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E7%8E%B0%E4%BB%A3%E7%BE%8E%E6%9C%AF/10859389 (дата обращения: 12.03.2020). Кит. яз.

3. Чэнь Чжэн Вэй. Реалистический метод в творчестве китайского художника первой половины XX века Сюй Бэйхуна / аспирант, научный руководитель В.Б. Блэк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Санкт-Петербург, 2008. № 26 (60). С. 299—302.

4. Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. Москва : Искусство, 1960. 122 с.

5. Няньхуа : альбом : [в 2 т.] / под редакцией Ван Шуцуня. Шэньчжэнь : Изд-во «Ляонин мэйшу». 1998. 2 т. (Полное собрание современного изобразительного искусства Китая).

6. Сычев В.Л. Изобразительное искусство // Судьбы культуры КНР (1949—1974). Москва : Наука : Главная редакция восточной литературы, 1978. С. 320—366.

7. Мао Цзэдун. Избранные произведения : [в 4 т.]. Москва : Иностранная литература, 1953. Т. 4. 624 c.

8. Дун Сивэнь. «Живописное свидетельство» событий основания КНР // Артрон : [сайт]. URL: https://m-news.artron.net/20150924/n780889_2.html (дата обращения: 12.03.2020). Кит. яз.

9. Ло Гунлю // Артрон : [сайт]. URL: https://artso.artron.net/artist/search_artist.php?keyword=%E7%BD%97%E5%B7%A5%E6%9F%B3& (дата обращения: 12.03. 2020). Кит. яз.

10. Го Сяо Бинь. Влияние советской живописи 1950—1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая // Культура и искусство. 2017. № 2. С. 1—5. DOI: 10.7256/2454-0625.2-17.2.22148. URL: http://e-notabene.ru/pki/article_22148.html (дата обращения: 12.03. 2020).

11. Гультяева Г.С. Китайская народная картина няньхуа XX века. Типология жанров и эволюция : автореф. дис. … канд. искусствоведения : 17.00.09 / [Место защиты : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов]. Санкт-Петербург, 2007. 22 c.

12. Гао Минлу. О модели массового искусства Мао Цзэдуна // Артрон : [сайт]. URL: https://news.artron.net/20070807/n32400.html (дата обращения 25.01.2021). Кит. яз.

13. Ци Цзяньцю. Лю Чуньхуа и его произведение «Мао Цзэдун в Ань’юань». URL: http://art.people.com.cn/n/2013/0114/c354233-20196377.html (дата обращения: 12.03.2020). Кит. яз.

14. Ван Чжифэн. Исследования эволюции живописи «деревенского реализма». URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD2010&filename=2009294183.nh&v=MTcyMjBWMTI3RjdHeEd0REVySkViUElSOGVYMUx1eFlTN0RoMVQzcVRyV00xRnJDVVJMT2VaZVptRmluaFViL1A= (дата обращения: 12.03. 2020). Кит. яз.

15. Неглинская М.А. Современное изобразительное искусство // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. Т. 6 (дополнительный) : Искусство / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока ; гл. ред. М.Л. Титаренко. Москва : Восточная литература, 2010. С. 201—221.

16. Чэн Цуньлинь. Галерея китайской живописи. URL: http://www.namoc.org/zsjs/gczp/cpjxs/201304/t20130416_219302.htm (дата обращения: 12.03.2020). Кит. яз.

17. Ван Цзяньцзян: «Другая современность»: по другую сторону инноваций дискурса // Культура Шанхая. 2015. № 15. С. 5—9.

18. Лю Сяохун. Анализ психологических аспектов живописи Чжан Сяогана // Популярная литература и искусство. 2016. № 1. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDLAST2016&filename=DZLU201602101&v=MzA4MzVsVUwvSklUZkhlN0c0SDlmTXJZNUZaWVI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUkxPZVplWm1GaWo= (дата обращения: 12.03. 2020). Кит. яз.

19. Юэ Миньцзюнь // Энциклопедия изобразительного искусства Китая : [сайт]. URL: https://baike.baidu.com/item/%E5%B2%B3%E6%95%8F%E5%90%9B/165018?fr=aladdin#10 (дата обращения: 12.03. 2020). Кит. яз.


Для цитирования:


Гультяева Г.С. Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры. Обсерватория культуры. 2021;18(1):32-43. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-32-43

For citation:


Gultyaeva G.S. Realistic Painting of the 20th Century China in the Context of Cultural Visualization. Observatory of Culture. 2021;18(1):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-32-43

Просмотров: 132


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)