Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Русский рок: по ту сторону здравого смысла и этоса потребления

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-352-367

Полный текст:

Реферат

Обращаясь к феномену русского рока, авторы статьи исходят из теоретической предпосылки, что процесс «раз-очарования» (М. Вебер), начавшийся в новоевропейском мире в XVI в. и продолжающийся по сей день, привел к неизбывному господству в нем логики обыденного здравого смысла (sensus communis или common sense), отринувшего сакральное и укорененного в структурностях повседневности. Одним из очень немногих доменов, которые существуют на иных основаниях, чем здравый смысл, является мир рок-музыки. Именно с этой точки зрения в статье и анализируется русский рок. Авторы показывают, что инаковость миров русской рок-музыки учреждается музыкантами различным образом. В статье эксплицируется то, какие символические ресурсы используются для их учреждения и сборки. Это — и буддистская символика («Аквариум»), и образы древнеегипетского и средневекового миров («Пикник»), и гротесково-парадоксальная поэтика обэриутов («АукцЫон»), и традиция алхимии («Оргия Праведников»). Определяется, что в целом инаковость русского рока позволяет прояснить концепция модификации карнавала М.М. Бахтина, писавшего, что с течением времени карнавал перемещается с площади в символическую размерность культуры. Одним из таких проявлений карнавальности в культурно-символической размерности мира и является русский рок, где все построено на игре, разворачивающейся по ту сторону «общего смысла-чувства» с присущим ему монологизмом и абсолютным равнодушием к опыту уникального Я. В целом игровой элемент служит в русском роке для постановки под вопрос ценностей массового мира, их проблематизации. При этом немаловажно, что русскому року удается выработать для выражения карнавального мироощущения свой особый язык символов. В данной статье рассматриваются те из них, в которые отливается позиция «здесь-бытия» Я и ценностные ориентиры авторов поэзии русского рока: мортальная или макабрическая символика, царство или королевство, образы зооморфных и орнитоморфных существ, а также сам карнавал как символ инобытия и свободы. Упраздняя социальные данности, предданности и заданности, рок-музыка обрушивается на Я-форму как «упаковку» самости, продуцируемую определенной субъектной позиционностью, и Я втягивается в игру и Я-форм, и субъектных позиционностей. Благодаря этому неизбежно происходит их переоценка — обновление перспективы видения и мира, и себя в нем, за которым стоит «обретение нового духовного состояния» (В. Беньямин). Именно поиском пути духовной трансформации, преображения Я озадачен русский рок, этим он для нас и ценен.

Об авторах

Юлия Владимировна Ватолина
Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы
Россия

кафедра теории и технологии социальной работы,
доцент

Васильевский остров, 12 линия, д. 13, лит. А, Санкт-Петербург, 199178, Россия

доктор философских наук, кандидат социологических наук

ORCID 0000-0001-5219-9400; SPIN 9168-6553



Вадим Евгеньевич Семенков
Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы
Россия

кафедра теории и технологии социальной работы,
доцент

Васильевский остров, 12 линия, д. 13, лит. А, Санкт-Петербург, 199178, Россия

кандидат философских наук, доцент

ORCID 0000-0003-4273-999X; SPIN 7600-2792



Алексей Васильевич Поляков
Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы
Россия

кафедра консультативной психологии и психологии здоровья,
старший преподаватель

Васильевский остров, 12 линия, д. 13, лит. А, Санкт-Петербург, 199178, Россия

ORCID 0000-0003-1410-3222; SPIN 6040-2237



Список литературы

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения Москва : Прогресс, 1990. С. 61—272.

2. Сухачев В.Ю. «Волки»: по ту сторону человека, между Богом и бестией [Электронный ресурс] // Anthropology: web-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/sukhach/wolfs.html (дата обращения: 17.06.2020).

3. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск ; Москва : Харвест : АСТ, 2000. 743 с.

4. Делез Ж. Post scriptum к обществам контроля // Переговоры. Москва : Наука, 2004. C. 226—233.

5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Москва : Прогресс, 1998. 699 с.

6. Марков Б.В. Путешествие как признание другого // Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 186—196.

7. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Москва : Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 c.

8. Русский рок [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_рок (дата обращения: 17.06.2020).

9. Хайдеггер М. Бытие и время. [Харьков] : Фолио, 2003. 509 с.

10. Цукер А.М. Даниил Хармс и советский рок-абсурдизм // Южно-российский музыкальный альманах. 2011. № 2 (9). С. 8—16.

11. Кожевникова Т.С. Путь лирического героя из плена на свободу в альбоме БГ «Время N» [Электронный ресурс] // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2019. № 19. C. 210—219. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2448/20.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

12. Официальный сайт Бориса Гребенщикова [Электронный ресурс]. URL: https://bg-aquarium.com/ru/music (дата обращения: 17.06.2020).

13. Гребенщиков Б. Борис Гребенщиков о своем творчестве [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом: сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/борис-гребенщиков-о-своём-творчестве (дата обращения: 17.06.2020).

14. Борис Гребенщиков — «Сякухачи» (БГ) [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/борис-гребенщиков-сякухачи-бг/ (дата обращения: 17.06.2020).

15. Борис Гребенщиков — «Ножи Бодхисаттвы» (БГ) [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/борис-гребенщиков-ножи-бодхисаттв/ (дата обращения: 17.06.2020).

16. Шклярский Э. Лидер группы ПИКНИК Эдмунд Шклярский о своем творчестве [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/лидер-группы-пикник-эдмунд-шклярский/ (дата обращения: 17.06.2020).

17. Пикник : официальный сайт группы [Электронный ресурс]. URL: http://www.piknik.info/lyrics/index/song/265 (дата обращения: 17.06.2020).

18. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда — реальный театр: Прочтение пьесы «Елизавета Бам» // Театр. 2019. № 37. С. 18—26.

19. Маслинская С. Путеводитель по ОБЭРИУ. Кто такие обэриуты и за что их любят: их стихи, выходки и вклад в литературу [Электронный ресурс] // Arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/materials/1492 (дата обращения: 17.06.2020).

20. Наумова Д.М. Лирический субъект в поэтике группы «АукцЫон» (на примере текста «Глаза» Дмитрия Озерского) [Электронный ресурс] // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2019. № 19. С. 245—250. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2448/24.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

21. АукцЫон : официальный сайт. URL: http://auktyon.ru (дата обращения: 17.06.2020).

22. Морозов В.Н. Алхимия в свете философской антропологии : автореф. дис. … канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2011. 19 c.

23. Сергей Калугин — история альбома «Nigredo» (1994) [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/сергей-калугин-история-альбома-nigredo-1994/ (дата обращения: 17.06.2020).

24. Юнг К.Г. Психология и алхимия. Москва : АСТ, 2008. 603 c.

25. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Полн. собр. соч. : в 13 т. Москва : Культурная революция, 2005. Т. 2. 2011. 672 с.

26. Оргия Праведников : официальный сайт. URL: http://orgia.ru (дата обращения: 25.04.2020).

27. Оргия Праведников — Королевская свадьба (ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ — С. Калугин) [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/оргия-праведников-королевская-свадь/ (дата обращения: 17.06.2020).

28. Беньямин В. Рассказчик. Размышления о творчестве Николая Лескова // Озарения. Москва : Мартис, 2000. С. 345—365.

29. Беньямин В. О некоторых мотивах у Бодлера // Озарения. Москва : Мартис, 2000. С. 168—210.

30. Ватолина Ю.В. Гостеприимство: логика и этос / Русская христианская гуманитарная академия. Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2014. 260 c.

31. Бадью А. Апостол Павел: Обоснование универсализма [Электронный ресурс] // RoyalLib.com : электронная библиотека. URL: https://royallib.com/read/badyu_alen/apostol_pavel_obosnovanie_universalizma.html (дата обращения: 17.06.2020).

32. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 6. Москва : Русские словари ; Языки славянской культуры, 2002. С. 7—300.

33. Мякотин Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2006. 22 с.

34. Ступников Д.О. От звездопада до прекрасного далека (пять заветных образов-символов сибирского экзистенциального панка) [Электронный ресурс] // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2017. № 17. С. 151—172. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1507/19.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

35. Мусорный ветер [Электронный ресурс] // Крематорий : официальный сайт. URL: http://www.crematorium.ru/archive/texts?id=609 (дата обращения: 17.06.2020).

36. Наутилус Помпилиус — «Умершие во Сне» (В. Бутусов — И. Кормильцев) // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/наутилус-помпилиус-умершие-во-сне-в-б/ (дата обращения: 17.06.2020).

37. Оргия Праведников — Черная Земля (Памяти Егора Летова) [Электронный ресурс] // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/оргия-праведников-черная-земля-памят/ (дата обращения: 17.06.2020).

38. Глеб Самойлoff & The Matrixx. Жить всегда [Электронный ресурс] // Beesona.ru. URL: https://www.beesona.ru/songs/gleb_samoyloff_the_matrixx/zhit_vsegda.php (дата обращения: 17.06.2020).

39. Лызлова А.С. Изображение иного мира в русских волшебных сказках о похищении женщины // Рябининские чтения — 2011 / Карельский научный центр РАН. Петрозаводск, 2011. С. 322—325.

40. Наутилус Помпилиус — «Черные птицы» (В. Бутусов — И. Кормильцев) // Кур.С.ИВ.ом : сайт Курия Сергея Ивановича. URL: http://www.kursivom.ru/наутилус-помпилиус-черные-птицы-в-бу/ (дата обращения: 17.06.2020).

41. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Москва : Художественная литература, 1990. 541 с.

42. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Москва : Лабиринт, 2000. 333 с.

43. Кребель И.А., Сухачев В.Ю., Ватолина Ю.В. «Здравый смысл»: по ту сторону игры // Омский научный вестник. Серия : Общество. История. Современность. 2014. № 125 (1). С. 81—84.

44. Беньямин В. Московский дневник. Москва : Ad Marginem, 1997. 221 c.

45. Оргия Праведников [Электронный ресурс] // «ВКонтакте» : социальная сеть. URL: https://vk.com/orgia_pravednikov (дата обращения: 17.06.2020).


  • Русский рок занимает совершенно особое место в современном массовом мире. Он несет в себе чужесть господствующему в нем обыденному здравому смыслу.
  • Различающиеся миры творческой вселенной русского рока объединяет то, что в основе их лежит логика карнавала.
  • Значимо, что русскому року удается выработать свой особый язык символов. Макабрическая символика, королевство или царство, зооморфные и орнитоморфные существа — все это является выражением инобытия Я в мире консьюмеризма.

Для цитирования:


Ватолина Ю.В., Семенков В.Е., Поляков А.В. Русский рок: по ту сторону здравого смысла и этоса потребления. Обсерватория культуры. 2020;17(4):352-367. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-352-367

For citation:


Vatolina Yu.V., Semenkov V.E., Polyakov A.V. Russian Rock: Beyond Common Sense and the Ethos of Consumption. Observatory of Culture. 2020;17(4):352-367. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-352-367

Просмотров: 95


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)