Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 22, № 5 (2025)
Скачать выпуск PDF | PDF-COVER
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2025-22-5

КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Перед региональными учреждениями культуры поставлены задачи повышения уровня цифровой активности во взаимодействии с посетителями.

 Успешность их реализации оценивается рядом показателей, наиболее важные из которых - число подключений к порталу «PRO.Культура.РФ» и созданных на этом ресурсе личных кабинетов, а также число подключений к счетчику «Цифровая культура», предоставляющему сведения о визитах пользователей на официальные сайты региональных учреждений культуры.

Но не все региональные учреждения культуры проявляют одинаковую активность в этом направлении.

В статье приведены результаты сравнительного анализа информационной активности учреждений культуры  на примере регионов Юга России.

452-463 10
Реферат

На основании рейтинга, представленного на платформе «PRO.Культура.РФ» в статье анализируются показатели информационной активности учреждений культуры. Разные уровни проявления информационной активности их работников обусловлены неравномерностью цифровой зрелости, недостаточным уровнем цифровых компетенций, неготовностью к деятельности в новых условиях. Перед учреждениями культуры поставлены задачи повышения уровня цифровой активности во взаимодействии с посетителями для обеспечения удобства, доступности и эффективности использования ими культурных ценностей в цифровом формате. Внедрение инновационных методов в практику работы учреждений культуры страны осложнено несовершенством имеющегося инструментария для их адекватной оценки. Настоящее исследование, выполненное на примере учреждений культуры юга России, опиралось на выборку числовых данных по рейтинговым показателям, наиболее ярко свидетельствующим об уровне информационной активности: числу подключений к порталу и числу созданных на этом ресурсе личных кабинетов, а также по числу подключений к счетчику «Цифровая культура», предоставляющему сведения о визитах пользователей на официальные сайты учреждений. На основе абсолютных чисел проведен их сравнительный анализ по отдельным регионам юга России и выстроен рейтинг. Высчитаны средние величины отдельных показателей информационной активности учреждений культуры регионов, определен их вес путем установления пороговых значений по отношению к численности населения региона. Это позволило более объективно разделить исследуемые регионы на четыре группы: с высоким уровнем информационной активности, средним, низким и недопустимо низким. Разные экономические и демографические условия регионов юга России, наличие различных точек зрения их руководства на содержание и механизмы осуществления цифровизации свидетельствуют об актуальности и сложности проблемы интеграции высоких технологий в российскую социально-политическую реальность.

464-471 47
Реферат

С начала XXI в. в нашей стране наблюдается активное развитие военно-музыкальных фестивалей, одним из основных элементов в проведении которых является выступление сводного оркестра. Это обусловило широкий интерес авторов статьи к изучению истории возникновения и сфер его применения. Подготовка сводного оркестра к выступлению на общественно значимых мероприятиях включает три этапа: предварительный, основной и заключительный. Первый характеризуется осуществлением организационной работы, которая включает уточнение тематической направленности мероприятия, его продолжительности, объема ресурсов и средств. Эти критерии определяют содержание музыкального материала, от качественной подготовки которого во многом зависит успех выступления сводного оркестра. При инструментовке музыкальных произведений учитываются не только уровень профессиональной подготовки коллективов, но и акустические особенности предполагаемой площадки выступления. Важным элементом на предварительном этапе является обеспечение единства (тональность, инструментовка, форма и т. д.) нотного материала (партитуры и оркестровые голоса) и тщательная подготовка коллективов на местах под руководством своих дирижеров. Основной этап подготовки включает решение исполнительских и технических задач всего сводного оркестра. На данном этапе происходит расстановка коллективов с учетом состава участников мероприятия, их формы одежды и порядка выхода (ухода), отрабатываются синхронность и единство в выполнении строевых приемов и проводятся репетиции в составе сводного оркестра. Для координации действий и управления музыкантами руководитель сводного оркестра привлекает помощников из числа дирижеров коллективов — тамбурмажоров, которые дублируют указания при помощи тамбурштоков. Слаженность и организованность действий музыкантов обеспечивает динамику проведения репетиций, времени на которые выделяется, как правило, недостаточно. В завершение подготовки проводятся генеральные репетиции и прогоны, которые, по сути, являются заключительным этапом большой, трудоемкой и интересной работы.

В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

472-483 17
Реферат

Советское искусство скани (сканый народный промысел) — малоизученная область в современном искусствоведении. В частности, почти не изучались художественные, как и технико-технологические, достоинства промышленной скани Мстёры (Владимирская область, Вязниковский район), хотя в отдельных изданиях советского периода были опубликованы отрывочные сведения о мстёрской ювелирной фабрике и ее ведущих мастерах. До сих пор полемику исследователей продолжает вызывать трактовка понятий: художественная культура производства, промышленный образец, проектирование, внедрение ювелирных изделий в технике скани в производство — поэтому их изучение требует выработки новых подходов. Фабричные технологии скани, ставшие ведущими в народных художественных центрах, демонстрируют большой интерес советских ювелиров к этой традиционной русской технике. Появились выполненные в ней произведения выставочной направленности, отличающиеся высоким уровнем исполнения, а также массовая продукция, которая требовала новых художественно-производственных решений.

Введение в научный оборот понятия «ажурная скань промышленного изготовления» является актуальным в свете эволюции традиционных русских народных промыслов. В настоящей статье впервые подробно изучен и воссоздан процесс изготовления ажурной скани в условиях производства. Методологическая база исследования основана на экспериментально-технологических подходах. В научный оборот также вводятся определенные экспериментальным путем особенности орнаментальных композиций в технике ажурной скани, относящиеся к серийным предметам мстёрской фабрики: характер и толщина проволоки, основные мотивы, художественные и композиционные приемы. Отмечено, что наиболее вариативные композиции были характерны именно для серийно выпускавшейся сканой посуды. В рамках проведенного исследования впервые поднимаются вопросы о методах возрождения традиционной для русского искусства техники скани в народно-производственных ювелирных центрах советского времени, сюжетно-орнаментальная составляющая которой сохранила символику самобытной русской культуры.

Исследование расширяет представление об эволюции искусства ажурной скани на мстёрской художественной фабрике «Ювелир», об ассортименте ее изделий и их орнаментике, а настоящая публикация призвана послужить основой для продолжения как теоретического, так и практического изучения темы.

НАСЛЕДИЕ

  • Модная иллюстрация по-прежнему остается популярной в силу своей способности доступным языком выразить и передать уникальный стиль, настроение и концепцию бренда или дизайнера.
  • При помощи художественного образа, в создании которого принимают участие такие факторы как индивидуальный почерк художников, особенности и виды технологий печати, модные иллюстрации фиксируют текущие тренды, отражая дух эпохи, и являются важным культурно-историческим документом и источником.
  • Модная французская журнальная иллюстрация конца XVII — начала XIX в. обладает несомненной художественной ценностью, и как объект изучения достойна пристального интереса. Что, безусловно, ставит ее в ряд важных документов повседневности.
  • Появление иллюстраций в качестве сопровождения статей, посвященных моде, в периодике конца XVII в. и увеличение их доли относительно ее текстовой составляющей к началу XIX в. определяется поиском новых форм модной периодики с целью привлечения читателей и подписчиков.
484-501 15
Реферат

Статья представляет собой исследование французской модной журнальной иллюстрации в период ее становления в конце XVII — начале XIX века. На примере иллюстративного материала наиболее знаковых периодических изданий того времени, в которых в той или иной степени освещались вопросы моды и стиля, было выявлено, что французская модная журнальная иллюстрация в исследуемый период прошла путь от подражания статичным черно-белым фронтальным изображениям по типу «костюмных» гравюр до образно-выразительных динамичных цветных изображений. В определенной степени этот процесс, как и увеличение доли изобразительных элементов относительно текстовой составляющей модной периодики к началу XIX в., явился отражением социальных и культурных аспектов французской экономической, политической и общественной жизни конца XVII — начала XIX в., сформированной идеями Просвещения и Великой французской революции. Поиск оптимального с точки зрения маркетинга содержательного наполнения побудил издателей и редакторов первых «модных» журналов сделать ставку на выразительность и качество иллюстративного материала. Такой подход, в котором содержание и форма изображений идеально соответствовали требованиям времени, положительно сказался на тиражах этих изданий, и, как следствие, — распространении идеалов французской моды. Созданные плеядой замечательных художников и граверов модные журнальные иллюстрации конца XVII — начала XIX в., помимо того, что являются важными документами повседневности и уникальными информативными источниками для историков моды, представляют собой выдающиеся образцы графического искусства, обладают несомненной художественной ценностью и как объект изучения достойны пристального внимания.

ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ

502-514 12
Реферат

Статья посвящена истории создания темперных росписей «Крым» и «Кавказ» в фойе Дворца рабочего (Дворца культуры железнодорожников) в Харькове. Их автор — знаменитый художник Евгений Евгеньевич Лансере (1875—1946), член художественного объединения «Мир искусства» (с 1900), действительный член Императорской академии художеств (с 1915) был вынужден после революции 1917 г. уехать на Кавказ (в Дагестан, а затем в Грузию). В 1931—1932 гг., приезжая из Тифлиса в Харьков, он выполнил росписи темперой по штукатурке. Этому предшествовал длительный этап подготовительных работ и обсуждений, в том числе связанных с идеологическими разногласиями по поводу сюжетов, возникавших на разных партийных и профсоюзных уровнях. Источниковой базой исследования служат архивные документы из Российского государственного архива литературы и искусства (в частности, материалы, связанные с обсуждением тем росписей в духе новой символики советского монументального искусства: «Свободный труд в СССР и угнетенный труд в Западной Европе, Китае…», «Перекоп» и др.), а также документы личного характера (дневниковые записи художника, его размышления над сюжетами, переписка с братом Н.Е. Лансере, сестрой З.Е. Серебряковой, архитектором А.И. Дмитриевым, инженером В.В. Верюжским, искусствоведом Р.Г. Дрампяном и другими лицами). Освещаются вопросы, связанные с работой мастера над монументальными произведениями, шедшей в промежутках между выполнением харьковского заказа, со стилистическими поисками художника, которые он вел в том числе под впечатлением от командировки во Францию (1927), с проблемой уместности классических форм в советском искусстве в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Настоящее исследование позволяет уточнить и реконструировать обстоятельства создания харьковских росписей Е.Е. Лансере.

  • В подтексте заключается глубокая привлекательность художественных произведений; систематический анализ позволяет нам распознать метафоры, лежащие в основе произведений.
  • Хамид Савкуев является одним из самых плодовитых художников России XXI века; анализ его произведений имеет огромное значение.
  • Творчество Савкуева не только вступает в диалог с классическим искусством, но и служит мостом к современному искусству.
515-525 55
Реферат

В статье рассматриваются метафоры особых символов и подтекстов в работах современного художника Хамида Владимировича Савкуева и анализируется, как эти символы конструируют глубинные смыслы его произведений. Рассматривается вопрос о языке современного искусства в контексте его сочетания с языком традиционным. Изучаются специальные символы, связанные с культурой, историей, традицией, образованием и природой, которые автор использовал в своих произведениях. Раскрывается их специфика, роль и значение в искусстве, традиционной и современной культуре. Х.В. Савкуев — художник, интенсивно творящий в последние годы, и в статье анализируются скрытые образы и подтексты его произведений с помощью сочетания практического и теоретического подходов. Прослежено творчество Х.В. Савкуева, выстраивающего художественный язык и смысл своих произведений по четырем направлениям: традиционное народное искусство Кабардино-Балкарии, нартский эпос, религия и философия. Художник, обладая уникальным стилем и безграничной фантазией, переосмысливает ценность традиционного искусства. Его работы — это не только визуальные презентации, но и встреча эмоций и размышлений, демонстрирующая глубокое понимание и исследование искусства. Х.В. Савкуев стремится соединить академическое искусство и современное мышление, сохраняя при этом традиции и представляя более богатый и разнообразный художественный образ. Он смело исследует и переосмысливает его содержание, тем самым открывая новые творческие направления и пространства для размышлений в контексте постоянно меняющегося времени, отдавая дань уважения традиции, но и формируя перспективу развития искусства.

КАФЕДРА

  • Цветоформа представляет собой синтез форменных и цветовых качеств, применение которых имеет существенное значение в формировании и передаче культурных ценностей, визуальной коммуникации и других социокультурных процессах.
  • Использование цветоформы в дизайне и рекламе способствует созданию новых гибридных феноменов, часто не имеющих аналогов в различных культурно-исторических эпохах и национальных традициях.
  • В условиях усиливающейся цифровизации феномен цветоформы выходит из эстетического пространства, становясь важным механизмом передачи социокультурных смыслов и способом глобального информационного обмена.
526-537 8
Реферат

В статье исследуется феномен цветоформы, представляющий собой объединение цветовых и формальных характеристик, играющих значимую роль в визуальной коммуникации, когнитивных процессах и передаче культурных ценностей. Цветоформа выполняет роль инструмента, через который транслируются культурные значения, вызываются эмоциональные отклики и активируются когнитивные процессы. Целью работы является теоретическое осмысление цветоформы на основе интеграции методов социогуманитарных наук и философии.

Представлены результаты исследования эволюции цветоформы — от древних представлений о пропорциях и гармонии (разработки Платона и Аристотеля), ее символической интерпретации в средневековом искусстве, трактовке цветоформы в период Нового времени и использования цветоформы в культуре ХХ — начала XXI века. Исследуется специфика взаимодействия цвета и формы в дизайне, появление и развитие которого во многом обусловлены массовой культурой. Рассмотрен семиотический аспект взаимодействия цвета и формы, в котором цветоформа представляется как система знаков, заключающая в себе культурные коды и смыслы, передающиеся с помощью взаимодействия форм и цветов. Цветоформа — это мощный инструмент визуальной коммуникации, передающий сложные идеи и эмоции через сочетание цвета и формы, значение цвета варьируется в зависимости от культурных традиций и исторического контекста

Анализируются изменения роли цветоформы в информационном обществе, включая ее применение в цифровой культуре. В условиях цифровизации и массовизации культуры она становится функциональным инструментом глобального информационного обмена. Будущие исследования в данной области, вероятно, будут сосредоточены на изучении эволюции цветоформы в условиях цифровой культуры.

ORBIS LITTERARUM

538-546 37
Реферат

Эпистолярное наследие великих русских композиторов — неисчерпаемый источник знаний об их жизни и творчестве, буднях и праздниках — отражение мыслей, чувств и эмоций, сиюминутных откликов и обдуманных решений. В нем заключена картина эпохи в ее повседневности и величии, в биографических диалогах, в событиях и фактах, открывающих неизвестные грани души и сердца, сокровенную тональность бытия.

Большое количество различных по своей тематике писем посвящено важным деловым вопросам. Очень часто они касаются специфических сторон нотоиздательской деятельности, оформления и реализации тиражей, ценообразования, этической, юридической базы и т. д., создающих еще одну главу в летописи культурной жизни страны во второй половине XIX — начале XX века. Традиционными контекстами данной проблематики служат государственно-правовые акты, а также активная профессиональная позиция самих нотоиздателей, в том числе их частная переписка. Среди целого ряда композиторов, музыкантов, критиков, общественных деятелей особого внимания заслуживает личность М.А. Балакирева, адресатами которого были ведущие отечественные производители, владельцы крупнейших торговых предприятий и др. В этой обширной по своему содержанию корреспонденции содержатся ценные сведения, касающиеся вопросов авторского права — темы актуальной, объединяющей коммерческую стилистику всех отраслевых фирм. Интересные подробности обнаруживаются во взаимоотношениях М.А. Балакирева с М.П. Беляевым, В.В. Стасовым, Ю.Г. Циммерманом, П.И. Чайковским, П.И. Юргенсоном, в их дискуссионном характере, отражающем динамику историко-культурных процессов и большой объем профессиональных задач на различных уровнях полиграфического цикла. Данный круг вопросов сформировал цель и исследовательский профиль статьи.

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

  • Эльза Скиапарелли, парижская кутюрье, владелица дома высокой моды и яркая фигура модной сцены первой половины ХХ в., поддерживала широкие и разносторонние связи с художественными кругами своего времени, при этом одной из точек схождения с представителями мира искусства была деятельность, которую сегодня определили бы как «кураторство».
  • Эльза Скиапарелли стала инициатором проведения легендарной экспозиции «Первые документы сюрреализма» (14 октября 7 ноября 1942 г., Нью-Йорк), над которой работала совместно с Марселем Дюшаном и Андре Бретоном; на рассылаемых художникам от имени Бретона приглашениях к участию значилось: «По поручению мадам Скиапарелли».
  • Витрины салона Schiaparelli на Вандомской площади, 21 были достопримечательностью Парижа и местом туристического паломничества, а также территорией встречи моды и искусства. Витрины оформляла помощница и подруга Эльзы Скиапарелли Беттина Бержери, чью изобретательность и фантазию высоко оценивал сам Сальвадор Дали.
  • Создав провокационную инсталляцию для Павильона элегантности на Всемирной выставке 1937 года, Эльза Скиапарелли бросила вызов консервативным подходам к репрезентации одежды в экспозиционных пространствах, предвосхитив современные практики fashion curation и одной из первых поставив вопрос о границах между модой и искусством.
548-558 29
Реферат

Статья посвящена деятельности Эльзы Скиапарелли, дизайнера и владелицы дома высокой моды, в области организации выставок. Эта тема до настоящего времени не становилась предметом специального исследования. История и теория кураторства выставок моды является востребованной в связи с интенсивным развитием новой дисциплины — fashion curation. Также актуальность затронутой проблематики обусловлена существующим запросом на освоение наследия Эльзы Скиапарелли, значимой фигуры модной сцены первой половины ХХ века, оказавшей мощное воздействие на формирование контекстов современной моды. Важной частью истории дома Schiaparelli были активные и плодотворные коллаборации с миром искусства, при этом одним из оставшихся без внимания аспектов такого сотрудничества оказалась выставочная деятельность. В статье устанавливаются связи кутюрье с художественным авангардом, в частности, как участницы сюрреалистического проекта, имевшей непосредственное отношение к знаковым экспозициям: Международной выставке сюрреализма 1938 г. и выставке «Первые документы сюрреализма» 1942 года. На примере оформления витрин модного дома Schiaparelli рассматривается возможность трактовки витрины предприятия модной индустрии как места реализации кураторских практик. Подвергается детальному анализу эпизод участия Эльзы Скиапарелли во Всемирной выставке в Париже 1937 г. в качестве экспонента Павильона элегантности. Впервые при обращении к данному сюжету в качестве источника используется русскоязычная эмигрантская периодика. Исследуется реализуемый Скиапарелли подход, близкий современному пониманию выставки как медиума, который позволяет поднимать такие вопросы, как статус моды в системе искусств и репрезентация моды в музейно-выставочных пространствах. Обсуждается вклад Скиапарелли в формирование и оформление современных практик экспонирования моды.

Информация для авторов и рецензентов



ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)