Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Гражданская компетентность в логике открытости: феноменологический подход

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-66-79

Полный текст:

Реферат

В статье предлагается взгляд на гражданскую компетентность, открытость образования, ценности как тип компетенций в качестве компонентов одной феноменологической предметности. Необходимость такого сопоставления продиктована рассогласованностью гуманистических смыслов образования и социальной действительности, в которой они полагаются к воплощению. Подразумевается, что феноменологический ракурс представит гражданскую компетентность границей, соединяющей обе эти сферы. Методически исследование обеспечивается экспликацией философской (трансцендентально-феноменологической) логики понятия открытости.

Обращение к открытости, составляющей сущность субъективности (автономии) человека, проясняет содержательный характер структуры гражданской компетентности.

Во-первых, в исследовании выделена связь открытости и универсализма как культурного (т. е. в культуре и через культуру) принципа самоопределения разума, конституирующего гражданство как универсальный морально-правовой модус субъективности. Доведение идеи гражданства до компетентностного порядка — собственная задача образования, выполнимая лишь в непрерывной актуализации смысла открытости.

Во-вторых, на роль инструмента кристаллизации самоопределяющегося разума в гражданскую компетентность предлагается рассмотреть понятие ценности в значении «тип компетенций» согласно «Рамочной основе компетенций для демократической культуры» (Reference Framework of Competence for Democratic Culture, RFCDC) Совета Европы. Внимание к документу привлекает формализованная в педагогическом дизайне ценностей как типа компетенций когеренция открытости и универсализма с образовательными политиками и практиками. Аргументация исследования подтверждает такую связь и устанавливает, что образовательная система открытого типа определяется в своей сущности не набором технологий доступной образовательной среды, а глубиной укоренения в логике открытости.

В-третьих, актуализация ценностей как типа компетенций в логике открытости предоставляет возможность феноменологического проектирования педагогических технологий. Главная идея этого подхода в том, что гражданская компетентность может быть конституирована в статусе смысловой детерминации разных видов предметного знания и через их коррекцию способна трансформировать широкие социальные контексты. В качестве примера такого трансформирующего участия приводится влияние ценностей на усиление человеческого капитала в агрегации новых технологий и неравенства.

Об авторе

Игорь Владимирович Гибелев
ООО «ИнтелКом»
Россия

директор

Дачный пер., д. 11, оф. 1, мкр-н Таврово-2, Белгородский р-н, Белгородская обл., 308504, Россия

кандидат философских наук

ORCID 0000-0001-6302-3646; SPIN 1618-3061



Список литературы

1. Румянцев О.К. Воспроизведение и конструирование в европейской мысли // Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования. Москва : Прогресс-Традиция, 2010. С. 289—400.

2. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. Москва : Академический проект, 2007. 479 с.

3. Согомонов А. Гражданское образование в контекстах мировой истории. Москва : Школа гражданского просвещения, 2018. 141 с.

4. Rotman D. Technology and Inequality // MIT Technology Review. 2014. Oct. 21. URL: https://www.technologyreview.com/s/531726/technology-and-inequality (дата обращения: 15.08.2020).

5. Acemoglu D. Technical change, inequality, and the labor market // Journal of Economic Literature. 2002. Vol. 40, № 1. P. 7—72. URL: https://www.nber.org/papers/w7800 (дата обращения: 15.08.2020).

6. Acemoglu D., Restrepo P. Robots and Jobs: Evidence from US Labor Markets (March 2017) // NBER Working Paper. 2017. № w23285. 91 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2941263 (дата обращения: 15.08.2020).

7. Acquier A., Carbone V., Masse D. How to Create Value(s) in the Sharing Economy: Business Models, Scalability, and Sustainability. Technology Innovation Management Review. 2019. Vol. 9, № 2. P. 5—24. URL: https://timreview.ca/article/1215 (дата обращения: 15.08.2020).

8. Berger T., Frey С.B. Future Shocks and Shifts: Challenges for the Global Workforce and Skills Development. OECD, 2017. 34 p.

9. Куренной В. К постановке проблемы персональности в русском педагогическом дискурсе середины XIX — начала XX в. // Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге : [научный сборник] / под ред. : Н.С. Плотникова и А. Хаардта при участии В.И. Молчанова. Москва : Модест Колеров, 2007. 478 с.

10. Weinberg J., Flinders M. Learning for democracy: The politics and practice of citizenship education // British Educational Research Journal. 2018. Vol. 44, № 4. P. 573—592.

11. Черняк Л.С. Вечность и время: возвращение забытой темы. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. 694 с.

12. Черняк Л.С. Позиция 1.1. Рациональность культуры // Теоретическая культурология. Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга ; РИК, 2005. С. 30—42.

13. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // И. Кант. Сочинения : в 4 т. на немецком и русском языках. Москва : Издательская фирма АО «Ками», 1993. Т. I. C. 125—147.

14. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // И. Кант. Сочинения : в 4 т. на немецком и русском языках. Москва : Издательская Фирма АО «Ками», 1993. Т. I. C. 239—351.

15. Кант И. Критика чистого разума. Москва : Эксмо, 2007. 734 с.

16. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. Москва : Наука, [1992]. 210 с.

17. Гибелев И.В. Человек в гибридном мире: границы после постмодерна // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 4. С. 78—88.

18. Interculturalism and multiculturalism: similarities and differences / ed. by M. Barrett. Strasbourg : Council of Europe Publishing, 2013. 188 p.

19. David H. Skills, education, and the rise of earnings inequality among the «other 99 percent» // Science. 2014. Vol. 344, № 6186. P. 843—851. URL: http://hdl.handle.net/1721.1/96768 (дата обращения: 15.08.2020).

20. OECD-2030. Future of Education and Skills 2030: Conceptual Learning Framework. Paris : OECD, 2018. 29 p.

21. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философия. Философия как строгая наука. Минск : Харвест ; Москва : АСТ, 2000. 752 с.

22. Reference Framework of Competences for Democratic Culture. Vol. 2. Descriptors of competences for democratic culture. Council of Europe Publishing, 2018. 65 p.

23. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Москва : Центр стратегических разработок ; Высшая школа экономики, 2018. 105 с.

24. Recommendation CM/Rec(2012)13 of the Committee of Ministers to member States on ensuring quality education // European Centre for Modern Languages of the Council of Europe : офиц. сайт [6 p.]. URL: https://www.ecml.at/Portals/1/documents/CoE-documents/CMRec2012-13_quality_EN.pdf?ver=2016-11-29-113145-700 (дата обращения: 15.08.2020).

25. Reference Framework of Competences for Democratic Culture. Vol. 1. Context, concepts and model. Council of Europe Publishing, 2018. 89 p.

26. Кант И. Основоположение к метафизике нравов // И. Кант. Сочинения : в 4 т. на немецком и русском языках. Москва : Московский философский фонд, 1997. Т. III. С. 39—275.

27. Porter M.E., Kramer M.R. The Big Idea: Creating Shared Value // Harvard Business Review. January-February 2011. P. 549—554. URL: https://docplayer.net/21118328-The-big-idea-creating-shared-value-rethinking-capitalism.html (дата обращения: 15.08.2020).

28. Kramer M.R., Pfitzer M.W. The Ecosystem of Shared Value // Harvard Business Review. Boston. 2016. Vol. 94. № 10. P. 80—89. URL: https://hbr.org/2016/10/the-ecosystem-of-shared-value (дата обращения: 15.08.2020).

29. Share Economy 2017. The New Business Model / by prof. dr. N. Beutin. PWC. 2018. 58 p.

30. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра // Современная аналитика образования. 2018. № 2 (19). C. 1—25.

31. Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге : [научный сборник] / под ред. Н.С. Плотникова и А. Хаардта при участии В.И. Молчанова. Москва : Модест Колеров, 2007. 478 с.

32. Martin C.J. The sharing economy: A pathway to sustainability or a nightmarish form of neoliberal capitalism? // Ecological Economics. 2016. Vol. 121. P. 149—159. URL: https://is.muni.cz/el/1423/jaro2017/HEN445/um/67863091/67863283/Martin_2016_The_sharing_economy_1_1_.pdf (дата обращения: 15.08.2020).

33. Torney-Purta J., Cabrera J.C., Roohr K.C., Liu O.L., Rios J.A. Assessing Civic Competency and Engagement in Higher Education: Research Background, Frameworks and Directions for Next-Generation Assessment (Research Report № RR-15-34). Princeton, NJ : Educational Testing Service. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/ets2.12081 (дата обращения: 15.08.2020).

34. Steinberg K.S., Norris K.E. Assessing Civic Mindedness. Diversity & Democracy. 2011. № 14 (3). P. 12—14. URL: https://scholarworks.iupui.edu/bitstream/handle/1805/2718/Assessing%20Civic%20Mindedness.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 15.08.2020).


Для цитирования:


Гибелев И.В. Гражданская компетентность в логике открытости: феноменологический подход. Обсерватория культуры. 2021;18(1):66-79. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-66-79

For citation:


Gibelev I.V. Civic Competence in the Logic of Openness: A Phenomenological Approach. Observatory of Culture. 2021;18(1):66-79. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-1-66-79

Просмотров: 110


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)