Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Чеховский дискурс мировой культуры (к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-292-304

Полный текст:

Реферат

Цель настоящей статьи — доказать, что мировая культура, будь то картина мира в ее обобщенном качестве или конкретные художественные практики в разных видах искусства, испытывает неослабевающее влияние личности и творчества А.П. Чехова. Речь идет не только о персонажах, жизненных коллизиях или отдельных художественно-эстетических приемах, но и о смыслополагании, качественно измененном А.П. Чеховым, что мы определяем как «чеховский дискурс». Последний понимаем как систему отсчета, в которой происходит межкультурная коммуникация, обозначаем культурную матрицу с присущими ей кодами и подчас неожиданными смыслами, рожденными десятилетиями внимания и постижения А.П. Чехова.

Основными признаками чеховского дискурса мировой культуры мы полагаем: уникальное по глубине и парадоксальности проникновение творца в социально-нравственный мир человека (своего рода «диагноз»); концептуальную интеграцию интертекста и контекста индивидуального творчества и мирового культурного опыта; формирование эстетических оснований искусства абсурда как характерного культурного феномена чеховской и послечеховской эпохи.

«Диагностика» была продуктом уникальной интеллектуальной прозорливости и интуитивной одаренности А.П. Чехова. Свойство чеховского диагноза и объяснение того, что рецептов не было, — это присутствие фигуры А.П. Чехова и его картины мира в культурном континууме. Продолжение мыслей и образных систем А.П. Чехова с их деталями и моделями — это несколько пластов творческой «продукции», созданной в разных видах искусства и в разные периоды, прошедшие в жизни человечества после А.П. Чехова.

Чеховский интертекст — это диалог русского человека с другими эпохами и авторами; диалог не лишен иронии по отношению к «собеседникам», к предмету обсуждения, к самой жизни. Это, источник неожиданных ассоциаций и представлений о парадоксальных связях быта и бытия. Чеховский контекст как смысловая грань чеховского дискурса мы полагаем проявившимся прежде всего в тех связях и влияниях, которые носили и продолжают носить персоналистский характер: исследователи из разных стран, последователи в творчестве.

В пространстве вечности, на фоне парадоксальных культурных тенденций сформировался феномен, который мы ранее обозначили впервые введенным в научный оборот понятием «русский абсурд». Чеховский дискурс мировой культуры, с одной стороны, ненавязчиво ввел в художественные практики принципы алогизма, взаимонепонимания, отчужденности, иронических несовпадений обыденных проявлений и деталей, с другой стороны, обозначил существование обыкновенного человека в пространстве вечности, в пустом и опасном, чуждом и непонятном мире.

Об авторе

Татьяна Семеновна Злотникова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

кафедра культурологии,
профессор

Республиканская ул., д. 108/1, Ярославль, 150000, Россия

доктор искусствоведения, профессор

ORCID 0000-0003-3481-0127; SPIN 1223-2255



Список литературы

1. Шах-Азизова Т. [Без заглавия] // Чеховский вестник. 2005. № 16. С. 5—8.

2. Кузичева А.П. Чеховы. Биография семьи. Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2004. 471 с.

3. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. Москва : Наука, 1988. 521 с.

4. Бродская Г.Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея : в 2 т. Т. I. Середина XIX века — 1898. Москва : Аграф, 2000. 288 с. ; Т. II. 1902—1950-е. Москва, 2000. 592 с.

5. Шах-Азизова Т.К. Полвека в театре Чехова. 1960—2010. Москва : Прогресс-Традиция, 2011. 328 с.

6. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Москва : Наука, 1974—1983.

7. Оболенский Л. Максим Горький и причины его успеха: Опыт параллели с А. Чеховым и Гл. Успенским. Санкт-Петербург : В.И. Губинский, 1903. 143 с.

8. Ростовцев А. Певец тоски и сумерек Антон Чехов. Санкт-Петербург : Тип. В.О. Пастор, 1904. 47 с.

9. Мережковский Д. Чехов и Горький // Грядущий хам. Санкт-Петербург : М.В. Пирожков, 1906. 185 с.

10. Воровский В. Лишние люди [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/vaclav-vorovskiy/lishnie-ludi/chitat-onlayn/ (дата обращения: 16.01.2020).

11. Овсянико-Куликовский Д. Этюды о творчестве А.П. Чехова // Литературно-критические работы : в 2 т. Т. 1. Москва : Художественная литература, 1989. 542 с.

12. Кочергин Э.С. Записки Планшетной крысы. Санкт-Петербург : Вита Нова, 2013. 433 с.

13. Боровский Д.Л. Убегающее пространство. Москва : Эксмо, 2006. 430 с.

14. Березкин В.И. Театр Йозефа Свободы. Москва : Изобразительное искусство, 1973. 197 с.

15. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1898—1917. Москва : Наука, 1973. 375 с.

16. Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. Москва : Искусство, 1979. 408 с.

17. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. Москва : ВТО, 1967. 358 с.

18. Эфрос А.В. Избранные произведения : в 4 т. / 2-е изд. доп. Москва : Фонд «Русский театр» : Парнас, 1993. Т. 1. 318 с.

19. Олег Ефремов: настоящий строитель театра. Москва : Зебра Е : Аргументы недели, 2011. 426 с.

20. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. Москва : Центрполиграф, 2000. 408 с.

21. Гинкас К., Яновская Г. Что это было? Москва : Артист. Режиссер. Театр, 2014. 576 с.

22. Додин Л.А. Репетиции пьесы без названия. Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2004. 480 с.

23. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. Москва : Искусство, 1979. 391 с.

24. Стрелер Д. Театр для людей. Москва : Радуга, 1984. 312 с.

25. Злотникова Т.С. Время «Ч». Культурный опыт А.П. Чехова. А.П. Чехов в культурном опыте 1887—2007 гг. Москва ; Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. 259 с.

26. Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. Москва : Независимая газета, 2006. 857 с.

27. Злотникова Т.С. Русская «нелепица»: опыт экстраполяции новых культурных смыслов в классическую драматургию // XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Москва : Пинакотека, 2002. 336 с.

28. Злотникова Т.С. Философия творческой личности. Москва : Согласие, 2017. 915 с.

29. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Москва : Прогресс : Универс, 1996. 329 с.


Такого не умел до него никто, а подражать ему бесполезно. Чехов – писатель и человек – одна из главных загадок последнего столетия. Чеховский дискурс – это всеобъемлющее влияние новатора и парадоксалиста на культуру. Основа влияния состоит в поставленном Чеховым «диагнозе»: человеческим странностям, переходной эпохе, русскому бытию. Источники уникальности и привлекательности Чехова имеют двоякую природу. Во-первых, это алогизм, отчужденность, взаимонепонимание как признаки бытия. Во-вторых, - ироничность, абсурдность, сострадание и жесткий взгляд как признаки художественной образности в текстах.

Для цитирования:


Злотникова Т.С. Чеховский дискурс мировой культуры (к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова). Обсерватория культуры. 2020;17(3):292-304. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-292-304

For citation:


Zlotnikova T.S. Chekhov’s Discourse of World Culture (To the 160th Anniversary of A.P. Chekhov’s Birth). Observatory of Culture. 2020;17(3):292-304. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-3-292-304

Просмотров: 112


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)