Картина «Несуществующий фарфор» Константина Сомова: замысел и источники
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-394-402
Реферат
В статье рассматривается история создания и бытование картины Константина Сомова «Несуществующий фарфор». Актуальность темы определяется тем, что картина «Несуществующий фарфор» впервые стала объектом исследования как произведение станкового искусства и предмет коллекционирования. Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка выявления художественных источников этого произведения (Тициан, гравюры с его картины «Венера с зеркалом») и рассмотрено отношение К.А. Сомова к этому мастеру. Автор применяет метод комплексного анализа, объединив источниковедческий анализ дневников и писем К.А. Сомова и традиционный формальный анализ картины «Несуществующий фарфор» и картины Тициана и гравюр с нее. Прослеживается история ее создания, выявлены источники из творческого наследия самого художника и европейского искусства. Проанализированы художественные особенности картины, ее нахождение в собственности В.Н. Гордина и в собрании Е.А. Гунста. Исследование позволило расширить существующие представления об изобразительных источниках творчества художника.
Выявлено, что картина Тициана «Венера с зеркалом» послужила прообразом фигуры обнаженной купальщицы в картине «Несуществующий фарфор». Также выдвинута гипотеза о вероятном обращении художника к зеркальным репродукционным гравюрам европейских мастеров XVIII — XIX вв. с этой картины, прежде всего гравюры Иоганна Фридриха Лейбольда. Сделан вывод о том, что работа К.А. Сомова над картиной «Несуществующий фарфор» шла в русле его работы с разнообразными источниками из наследия европейского искусства, в том числе — над поисками источников для изображения обнаженной натуры.
Об авторе
Анна Евгеньевна ЗавьяловаРоссия
НИИ теории и истории изобразительных искусств,
отдел русского искусства XVIII — начала XX века,
ведущий научный сотрудник
Пречистенка ул., д. 21, Москва, 119034, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0003-2704-0486; SPIN 6024-1129
Список литературы
1. Кудрявцева Т.В. Императорский фарфоровый завод в Петербурге в 1880—1910-х гг. и его роль в развитии нового стиля в русском фарфоре : дис. канд. искусствоведения. Ленинград : Государственный Эрмитаж, 1984. 359 с.
2. Астраханцева Т.Л. Русский фарфор и «Мир искусства» // Декоративное искусство. 1999. № 1—3. С. 25—27.
3. Хмельницкая Е.С. Скульпторы Императорского фарфорового завода: эволюция творческих поисков от историзма к ар деко : дис. … докт. искусствоведения. Санкт-Петербург : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2014. 1035 с.
4. Сомов К.А. Дневник. 1917—1923 / вступ. статья, подгот. текста, коммент. П.С. Голубева. Москва : Дмитрий Сечин, 2017. 925 с.
5. Константин Андреевич Сомов. Каталог выставки к 100-летию со дня рождения художника. Ленинград : Искусство, 1971. 96 с.
6. Кащенко О.Д., Козлова Т.В. Покупателям об одежде и моде. Москва : Экономика, 1986. 159 с.
7. Елесин В. Художественные достижения Государственного фарфорового завода // Ателье. 1923. № 1. С. 47–48.
8. Пришвин М.М. Дневники. 1928—1929. Москва : Русская книга, 2004. 194 с.
9. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. Москва : Искусство, 1990. 352 с.
10. Литературные памятники. 1948—1998 : аннотированный каталог. Москва : Наука, 1998. 378 с.
11. Рац М. О собирательстве : заметки библиофила. Москва : Новое литературное обозрение, 2002. 350 с.
12. Дудаков В. Коллекционеры : Они были легальными миллионерами в СССР. Москва : Пробел, 2018. 176 с.
13. Журавлева Е.В. Константин Андреевич Сомов. Москва : Искусство, 1980. 231 с.
14. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. Москва : Искусство, 1979. 624 с.
15. Завьялова А.Е. Гравюры по рисункам Адольфа Менцеля в творчестве Александра Бенуа // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 1. С. 74—81. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-1-74-81.
16. Завьялова А.Е. Художественный мир Константина Сомова. Москва : БуксМарт, 2017. 208 с.
17. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России / сост. Т.А. Дудиной, Н.В. Рейн ; послесл. Т.А. Дудиной. Москва : Согласие, 2000. 688 с.
18. Завьялова А.Е. Прелести маркизы. Мечта о галантных празднествах в начале XX века // Собранiе. 2008. № 2. С. 66—73.
19. Лапшина Н.П. Мир искусства. Очерки истории и творческой практики. Москва : Искусство, 1977. 342 с.
20. Таруашвили Л.И. Слава и бесславие знаменитых античных статуй. Очерки истории восприятия. Москва : БуксМарт, 2019. 208 с.
21. Бенуа А.Н. Константин Сомов // Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. Москва : Искусство, 1979. С. 475—488.
22. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн. 4, 5. Москва : Наука, 1993. 743 с.
- Фарфоровая фигура «Купальщица» Константина Сомова никогда не существовала в действительности.
- На решение фигуры «Купальщица» повлияли римские мраморные копии греческих скульптур из бронзы.
- Картина Константина Сомова «Несуществующий фарфор» находилась в коллекции литературоведа и переводчика Евгения Гунста.
- Судьба картины «Несуществующий фарфор» после 1983 года неизвестна.
- Картина «Несуществующий фарфор» - единственный случай обращения Константина Сомова к наследию Тициана.
Рецензия
Для цитирования:
Завьялова А.Е. Картина «Несуществующий фарфор» Константина Сомова: замысел и источники. Обсерватория культуры. 2020;17(4):394-402. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-394-402
For citation:
Zavyalova A.E. Konstantin Somov’s Painting “Non-Existent Porcelain”: Its Conception and Sources. Observatory of Culture. 2020;17(4):394-402. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-4-394-402