Театральное и нетеатральное постановочное мышление в современной хореографической практике
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-416-423
Реферат
В статье предпринят опыт конкретизации сути двух эстетически полярных постановочных подходов — театрального и нетеатрального (перформативного) в контексте развития хореографического искусства. Предполагается, что основанием для разделения данных подходов могут стать особенности интерпретации в них таких фундаментальных понятий, как «актер», «роль», «зритель», «драматургия», «действие», «конфликт», которые в хореографическом спектакле находятся между собой в определенных обусловленных культурными традициями взаимоотношениях, а в нетеатральной постановке — трансформируются вплоть до своего исчезновения. Подобный опыт разделения театра и нетеатра на основании присутствия в них актера, роли, зрителя и иерархии между ними предложен в театроведении. Однако в хореографических (в том числе балетных) спектаклях содержание роли тесно спаяно с музыкой и зачастую определяется заданным в музыке эмоциональным фоном и музыкальной драматургией. В случае кардинального отхода от композиторского замысла, обращения к иной отправной точке для сочинения нарушается специфика хореографического (балетного) спектакля. Заимствования из нетеатральных направлений искусства проявляются в конструировании смыслов при работе с самоценным телесным движением, а также в опоре на междисциплинарность. Внутри отдельно взятой линии хореографического искусства существует целый спектр идей, по-разному трактующих понятия «театральность», «нетеатральность», «драматургия», «перформативность». На каком основании их классифицировать, чтобы свести к непротиворечивой системе, — вопрос сложный. Попытка наметить основания для будущей классификации предпринята в этой статье. Актуальность данной темы обусловлена недостаточной проработанностью понятийной базы в профильной литературе по хореографическому искусству.
Ключевые слова
Об авторе
Ольга Валериевна ГрызуноваРоссия
кафедра балетмейстерского образования,
доцент
Зодчего Росси ул., д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-9066-952X; SPIN 4784-8608
Список литературы
1. Пикон-Валлен Б. Рождение режиссера. К вопросу о предрежиссуре // Вопросы театра. 2010. № 1—2. С. 271—273.
2. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. Москва : Искусство. 1987. 556 с.
3. Лукутина Т.В. Новый танец на рубеже XIX—XX вв.: от теории выразительного жеста к практикам свободного танца // Современный танец: дискурс и практики. 2017. С. 58—72.
4. Уварова Г.А. Ритмика Э. Жак-Далькроза и театральное искусство // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. № 3. C. 176—201.
5. Сироткина И.Е. Танец как практическая философия: категории «естественное» и «искусственное» в танце // Новые российские гуманитарные исследования. 2009. № 4. С. 8.
6. Современный хореографический дискурс / А.Л. Васильева, Т.В. Букина, Т.В. Гордеева [и др.] ; под ред. Ю.О. Новик. Санкт-Петербург : Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2019. 302 с.
7. Чернова Н.Ю. Панорама танца // Театр. 1977. № 6. C. 97—109.
8. Брук П. Пустое пространство. Москва : Прогресс, 1976. 239 с.
9. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск : Литература, 1998. 1391 с.
10. Бентли Э. Жизнь драмы. Москва : Айрис-Пресс, 2004. 405 с.
11. Пави П. Словарь театра. Москва : Прогресс, 1991. 480 с.
12. Барбой Ю.М. К теории театра. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2008. 237 с.
13. Кирпиченкова О.В. Термин «интерпретация» в теории балета и критерий художественной значимости хореографической интерпретации // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 46—53.
14. Барбой Ю.М. О критериях типологизации спектакля // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 1, № 1. С. 7—15.
15. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. Москва : Artguide Editions, 2018. 311 с.
16. Меньшиков Л.А. Художественные манифесты 1960-х годов: программа флюксуса и ее автор // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2014. № 1. С. 107—116.
17. Мороз О.В. Современное искусство как художественная документация: развлечение или чистая активность? // Обсерватория культуры. 2014. № 6. С. 36—42.
18. Немченко Л. Современные художественные практики: перекодирование публичных пространств // Топографии популярной культуры : сборник статей. Москва : Новое литературное обозрение, 2015. С. 339—355. URL: https://pub.wikireading.ru/162687 (дата обращения: 26.11.2020).
19. Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2003. 181 c.
20. Сараф М.Я. Ризомизация культурного пространства как показатель кризисности его состояния // Пространство и Время. 2014. № 1 (15). С. 74—77.
- Корректно ли называть танцевальные постановки без драматургии и конфликта спектаклями?
- Корректно ли считать перформативные формы театром?
- Возможно, критерии для разделения хореографического театра и танцевального перформанса можно выработать благодаря «формуле театра» Эрика Бентли.
- На протяжении всего развития хореографического искусства менялись не только принципы организации драматургии. Менялось отношение к телу и к движению, формировались разные критерии «правильного» движения.
- Новые постановочные концепции возникали в том числе из авторских трактовок танцовщиками и хореографами движения, его связи с эмоциями и музыкой.
- Современный постановочный процесс нередко свидетельствует о стирании границ между театром и нетеатром, между хореографическим спектаклем и танцевальным перформансом.
Рецензия
Для цитирования:
Грызунова О.В. Театральное и нетеатральное постановочное мышление в современной хореографической практике. Обсерватория культуры. 2021;18(4):416-423. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-416-423
For citation:
Gryzunova O.V. Theatrical and Non-Theatrical Thinking in Actual Choreographic Practice. Observatory of Culture. 2021;18(4):416-423. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-4-416-423