Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Маркировка границ в структуре живописных произведений художника Сергея Гавриляченко

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-612-619

Полный текст:

Реферат

В статье рассматриваются границы предметно-пространственной среды в структуре живописных произведений, обозначаются их функции. Объектом исследования являются элементы композиционного строя в произведениях народного художника Российской Федерации Сергея Александровича Гавриляченко, маркирующие границы. Цель работы — показать, как объекты, обладающие в контекстах культуры устойчивыми коннотациями, позволяют художнику транслировать свой замысел. Отмечается, что изображения окна, рамы, дверного проема наделены смыслообразующей символикой.

Рассматриваются несколько живописных циклов художника. Пороговый мир осмысливается как предел, за которым зримой становится граница времени, определяющая жизненный цикл. Особенности функционирования мотива блудного сына в работах «Дом опустел. Последний поклон» (2014), «Перед своими чужими окнами. Блудный сын» (2015) позволяют говорить о метаязыке художника. Отмечается, что порог может быть местом встречи и местом прощания, например в картине «Последний отъезд» (2013).

Дуальное пространство полотна «Сватовство майора» (2009) исследуется сквозь призму композиционной «рамы», которая, изолируя части нарратива, дает возможность рассматривать образы художественного целого как самостоятельные, включенные в собственную сюжетную канву. Прослеживается связь персонажей с метатипами, содержащими память культуры.

Взгляд на творчество художника С.А. Гавриляченко сквозь призму границы обогащает представление о границе как о феномене художественного языка. Предпринятые наблюдения дают возможность увидеть, как форма позволяет художнику актуализировать свои эстетические взгляды.

Об авторе

Елена Аркадьевна Постнова
http://www.psiac.ru/struct/sotr/261
Пермский государственный институт культуры
Россия

факультет искусств, кафедра живописи,
доцент

Газеты Звезда ул., д. 18, Пермь, 614000, Россия

кандидат филологических наук

ORCID 0000-0002-4598-6403; SPIN 8820-9508



Список литературы

1. Даниэль С.М. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения // Статьи разных лет. Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. С. 29—42.

2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. Москва : Изд-во В. Шевчук, 2014. 367 с.

3. Курбатов В.Я. Долги наши. Валентин Распутин: чтение сквозь годы. Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. 293 с.

4. Гавриляченко С.А. Композиция формата // Композиция в учебном рисунке : научно-методическое издание. Москва : СканРус, 2010. 192 с.

5. Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // А.К. Жолковкий, Ю.К. Щеглов. Работы по поэтике выразительности: инварианты — тема — приемы — текст : сборник статей. Москва : Прогресс : Юниверс, 1996. С. 209—239.

6. Иванов Н.М. Н.Х. — Народный художник // Сергей Гавриляченко. Неизвестный художник. [Москва] : Студия дизайна «Арт-фактор», 2015. С. 5—17.

7. Виноградова Л.Н., Толстая С.М. Дверь // Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. Т. 2. Москва : Международные отношения, 1999. С. 25—29.

8. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Москва : Прогресс, 1993. 324 с.

9. Павлова Н.С., Соколова Е.В. Теоретические основы и методологические принципы литературоведения и литературной критики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение : реферативный журнал. 2018. № 3. С. 7—11.

10. Габдуллина В.И. Мотив возвращения блудного сына в романах И.С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. 2013. № 11. С. 135—147.

11. Бродский И.А. От окраины к центру // Разговор с небожителем : Стихотворения. Поэмы. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2002. С. 131—133.

12. Гавриляченко С.А. Методически полезное оправдание естества // Оправдание естества : Альбом. Москва : ВГИК, 2019. С. 70—77.

13. Рымарь Н.Т. Внутритекстуальные эксплицитные и имплицитные рамы и контексты в литературном произведении // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23, № 1-1. С. 65—71.

14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2019. 608 с.

15. Гизетти А. Гордые язычницы // Творческий путь Достоевского : сборник статей. Ленинград : Книгоиздательство «Сеятель» Е.В. Высоцкого, 1924. С. 186—197.

16. Кларк К. Нагота в искусстве : исследование идеальной формы. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. 478 с.

17. Гавриляченко С.А. Потаенный Пластов // Собранiе : иллюстрированный журнал по искусству: наследие и современность. 2014. № 4 (43). С. 120—129.

18. Бердяев Н.A. Мирогледът на Достоевски. София, 1992. 191 с.

19. Мельникова Н.Н. Архетип грешницы в русской литературе конца ХIX — начала XX века : автореф. дис. … канд. филологических наук. Москва, 2011. 33 с.

20. Гоголь Н.В. Шинель. Москва : Художественная литература, 1987. С. 221—245.

21. Петрова М.В. Литературные архетипы в повестях Н.В. Гоголя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 3. С. 97—100.


  • Что такое порог дома, изображенный художником на картине — это функциональный элемент конструкции дома, интерьера или форма, несущая сакральный смысл, характеризующая изменение, переход из одного состояния в другое, предел чего-либо, за которым следует противоположное?
  • Что такое стена с точки зрения художника? Что творец видит в приоткрытую дверь? Какие миры художника открываются через дверной проём? Какие смыслы вкладывает он в изображения простых форм интерьера? Это все имеет значение. Любой элемент подчинен замыслу художника и работает на реализацию его глубинных философских идей.
  • Композиция в изобразительном искусстве является связующим звеном между формой и смыслом. В данной статье эти связи рассматриваются в контексте творчества народного художника РФ Сергея Александровича Гавриляченко.
  • Композиционные элементы живописных полотен художника, такие как порог, дверной проём маркируют границу, осмысливаются им как философская категория.
  • Исследование творчества художника обогащает представление о «границе» как о феномене художественного языка.

Рецензия

Для цитирования:


Постнова Е.А. Маркировка границ в структуре живописных произведений художника Сергея Гавриляченко. Обсерватория культуры. 2021;18(6):612-619. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-612-619

For citation:


Postnova E.А. Border Markers in the Structure of Paintings by the Artist Sergey Gavrilyachenko. Observatory of Culture. 2021;18(6):612-619. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-6-612-619

Просмотров: 212


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)