Цифровые технологии в искусстве XXI века
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33
Реферат
Использование цифровых технологий в музыкальном искусстве влияет на процесс возникновения у зрителя интереса к личностному управлению происходящим на сцене, сопричастности, максимально возможному погружению в шоу, спектакли, мультимедийные проекты, что воздействует на его психологию, а также на особенности восприятия. В данной статье обобщены результаты исследования взаимовлияния цифровых технологий и академического музыкально-инструментального и вокального искусства.
Доказано, что использование цифровых технологий в творчестве современных музыкантов, режиссеров, дизайнеров способствует развитию творческо-коммуникативной функции музыкального искусства; выведению искусства XXI в. на качественно новый уровень; обогащению художественного мышления и творческого потенциала музыкантов, слушателей, зрителей и др.; повышению мобильности и инновационности современного музыкального искусства, что выражается как в расширении визуальных и исполнительских аспектов концертных выступлений, так и увеличении количества слушательской и зрительской аудитории.
Определено, что в отличие от современной японской музыкальной культуры, основу которой в большинстве случаев составляют исключительно цифровые технологии, представители российской культуры являются приверженцами академических традиций. В частности, основной целью творчества Г.В. Фильштинского, как утверждает сам режиссер, является обновление подачи музыкально-инструментального и оперного искусства молодежной аудитории при сохранении классического содержания и живого звучания произведений в целом.
Обосновано, что основополагающей идеей фестиваля «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» является привлечение в российские оперные театры молодого поколения сотрудников и зрителей. Неслучайно основу сюжета и авторских шоу-проектов Г.В. Фильштинского составляет патриотическая тематика, которую режиссер совместно со своей многочисленной командой профессионалов внедряет в спектакли.
Выявлено, что мероприятия, проводимые в рамках Первого Международного фестиваля «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи», и шоу-спектакли Г.В. Фильштинского, направлены на решение основополагающих проблем современного общества, а именно — сохранение, развитие и популяризацию творческого, культурного наследия Российской Федерации, формирование патриотического, эстетического, духовного роста молодежной аудитории страны.
Об авторах
Марина Леонидовна ЗайцеваРоссия
Институт «Академия имени Маймонида», кафедра сольного пения и хорового дирижирования,
профессор
Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия
доктор искусствоведения, кандидат философских наук, доцент
ORCID 0000-0001-6255-500X; SPIN 6018-3305
Регина Робертовна Будагян
Россия
Институт «Академия имени Маймонида», кафедра струнных инструментов и симфонического дирижирования,
доцент
Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия
кандидат искусствоведения
ORCID 0000-0002-4790-1944; SPIN 7051-4646
Список литературы
1. Архипова О.В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 70—76.
2. Елькина Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 195—203.
3. Ерохин С.В. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства : автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.04. Москва, 2010. 45 с.
4. Воложанина Е.А. Проблематика цифровой живописи // Архитектура и дизайн. 2019. № 1. С. 9—13.
5. Новиков В.Н. Влияние виртуальных новаций на язык кинематографа XXI века : диc. … канд. искусствоведения : 17.00.03. Москва, 2019. 175 с.
6. Цой А. Скрипачка Линдси Стирлинг дала концерт в виртуальной реальности : 28.08.2019 // Афиша Daily : сайт. URL: https://daily.afisha.ru/news/30016-skripachka-lindsi-stirling-dala-koncert-v-virtualnoy-realnosti/ (дата обращения: 17.10.2021).
7. Скрипачка Линдси Стирлинг дала концерт в виртуальной реальности. Видео : 01.09.2019 // ForPost-Технологии : сайт. URL: https://tech.sevastopol.su/2019/09/01/skripachka-lindsi-stirling-dala-koncert-v-virtualnoj-realnosti-video/ (дата обращения: 17.01.2021).
8. Попов Е.А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2011. 198 с.
9. Кривуля Н.Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий : автореф. диc. … д-ра искусствоведения : 17.00.03. Москва, 2009. 60 с.
10. В Петербурге продолжается международный фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» : 29.10.2019 / Программа «Эксперт-плюс» // Город плюс : Портал «Электронное интернет-телевидение правительства Санкт-Петербурга». URL: https://gorod-plus.tv/videos/65604 (дата обращения: 17.01.2021).
11. Petzoldt R. Die Oper in ihrer Zeit. Leipzig : VE Breitkopf & Härtel, Musikverlag, 1956. 141 s.
12. Басок М.А. Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра : диc. … канд. искусствоведения : 17.00.02. Москва, 1983. 196 с.
13. В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» : 09.10.2019 // ClassicalMusicNews.Ru : сайт. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/anons/digtal-opera-2019/ (дата обращения: 17.01.2021).
14. Цифровой оперный театр // Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи : офиц. сайт. URL: https://digitalopera.ru/2019/events/theatre/ (дата обращения: 17.01.2021).
15. Чистякова М.Г. Современное искусство как культурно-антропологический феномен : автореф. дис. … д-ра филос. наук : 24.00.01. Тюмень, 2012. 42 с.
16. Фильштинский Г.В. Лекция «Цифровые технологии в опере, балете и мюзикле». Онлайн-трансляция : 31.10.2019 // topspb.tv : сайт телеканала «Санкт-Петербург». URL: https://topspb.tv/online-projects/980/ (дата обращения: 17.01.2021).
17. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты : дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2009. 345 с.
- В настоящее временя происходит стремительная смена культурных парадигм. Трендом мирового развития становится цифровизация.
- Насколько успешным является применение цифровых технологий в искусстве? К каким результатам приводит внедрение цифровых технологий в область массового искусства?
- На примере творчества японских вокалоидов и аниме-исполнителей прослеживается тенденция трансформации эстетических и художественных вкусов современного зрителя.
- Достигаемый благодаря цифровизации реализм особого качества усиливает катарсическую функцию искусства.
- Приемы конструирования виртуальной реальности сближают мир искусства и игры.
- Сохранится ли в искусстве будущего базовая установка на сохранение и развитие ценностно-смысловой составляющей? Станет ли преобладающим в музыкальной видео-технологии творческо-коммуникативный аспект?
Рецензия
Для цитирования:
Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Цифровые технологии в искусстве XXI века. Обсерватория культуры. 2022;19(1):26-33. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33
For citation:
Zaitseva M.L., Budagyan R.R. Digital Technologies in the 21st Century Art. Observatory of Culture. 2022;19(1):26-33. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33