Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Цифровые технологии в искусстве XXI века

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33

Полный текст:

Реферат

Использование цифровых технологий в музыкальном искусстве влияет на процесс возникновения у зрителя интереса к личностному управлению происходящим на сцене, сопричастности, максимально возможному погружению в шоу, спектакли, мультимедийные проекты, что воздействует на его психологию, а также на особенности восприятия. В данной статье обобщены результаты исследования взаимовлияния цифровых технологий и академического музыкально-инструментального и вокального искусства.

Доказано, что использование цифровых технологий в творчестве современных музыкантов, режиссеров, дизайнеров способствует развитию творческо-коммуникативной функции музыкального искусства; выведению искусства XXI в. на качественно новый уровень; обогащению художественного мышления и творческого потенциала музыкантов, слушателей, зрителей и др.; повышению мобильности и инновационности современного музыкального искусства, что выражается как в расширении визуальных и исполнительских аспектов концертных выступлений, так и увеличении количества слушательской и зрительской аудитории.

Определено, что в отличие от современной японской музыкальной культуры, основу которой в большинстве случаев составляют исключительно цифровые технологии, представители российской культуры являются приверженцами академических традиций. В частности, основной целью творчества Г.В. Фильштинского, как утверждает сам режиссер, является обновление подачи музыкально-инструментального и оперного искусства молодежной аудитории при сохранении классического содержания и живого звучания произведений в целом.

Обосновано, что основополагающей идеей фестиваля «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» является привлечение в российские оперные театры молодого поколения сотрудников и зрителей. Неслучайно основу сюжета и авторских шоу-проектов Г.В. Фильштинского составляет патриотическая тематика, которую режиссер совместно со своей многочисленной командой профессионалов внедряет в спектакли.

Выявлено, что мероприятия, проводимые в рамках Первого Международного фестиваля «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи», и шоу-спектакли Г.В. Фильштинского, направлены на решение основополагающих проблем современного общества, а именно — сохранение, развитие и популяризацию творческого, культурного наследия Российской Федерации, формирование патриотического, эстетического, духовного роста молодежной аудитории страны.

Об авторах

Марина Леонидовна Зайцева
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Институт «Академия имени Маймонида», кафедра сольного пения и хорового дирижирования,
профессор

Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия

доктор искусствоведения, кандидат философских наук, доцент

ORCID 0000-0001-6255-500X; SPIN 6018-3305



Регина Робертовна Будагян
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Институт «Академия имени Маймонида», кафедра струнных инструментов и симфонического дирижирования,
доцент

Садовническая ул., д. 52/45, Москва, 117997, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-4790-1944; SPIN 7051-4646



Список литературы

1. Архипова О.В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 70—76.

2. Елькина Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 195—203.

3. Ерохин С.В. Эстетика цифрового компьютерного изобразительного искусства : автореф. дис. … д-ра филос. наук : 09.00.04. Москва, 2010. 45 с.

4. Воложанина Е.А. Проблематика цифровой живописи // Архитектура и дизайн. 2019. № 1. С. 9—13.

5. Новиков В.Н. Влияние виртуальных новаций на язык кинематографа XXI века : диc. … канд. искусствоведения : 17.00.03. Москва, 2019. 175 с.

6. Цой А. Скрипачка Линдси Стирлинг дала концерт в виртуальной реальности : 28.08.2019 // Афиша Daily : сайт. URL: https://daily.afisha.ru/news/30016-skripachka-lindsi-stirling-dala-koncert-v-virtualnoy-realnosti/ (дата обращения: 17.10.2021).

7. Скрипачка Линдси Стирлинг дала концерт в виртуальной реальности. Видео : 01.09.2019 // ForPost-Технологии : сайт. URL: https://tech.sevastopol.su/2019/09/01/skripachka-lindsi-stirling-dala-koncert-v-virtualnoj-realnosti-video/ (дата обращения: 17.01.2021).

8. Попов Е.А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств : дис. … канд. искусствоведения : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2011. 198 с.

9. Кривуля Н.Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий : автореф. диc. … д-ра искусствоведения : 17.00.03. Москва, 2009. 60 с.

10. В Петербурге продолжается международный фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» : 29.10.2019 / Программа «Эксперт-плюс» // Город плюс : Портал «Электронное интернет-телевидение правительства Санкт-Петербурга». URL: https://gorod-plus.tv/videos/65604 (дата обращения: 17.01.2021).

11. Petzoldt R. Die Oper in ihrer Zeit. Leipzig : VE Breitkopf & Härtel, Musikverlag, 1956. 141 s.

12. Басок М.А. Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра : диc. … канд. искусствоведения : 17.00.02. Москва, 1983. 196 с.

13. В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи» : 09.10.2019 // ClassicalMusicNews.Ru : сайт. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/anons/digtal-opera-2019/ (дата обращения: 17.01.2021).

14. Цифровой оперный театр // Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи : офиц. сайт. URL: https://digitalopera.ru/2019/events/theatre/ (дата обращения: 17.01.2021).

15. Чистякова М.Г. Современное искусство как культурно-антропологический феномен : автореф. дис. … д-ра филос. наук : 24.00.01. Тюмень, 2012. 42 с.

16. Фильштинский Г.В. Лекция «Цифровые технологии в опере, балете и мюзикле». Онлайн-трансляция : 31.10.2019 // topspb.tv : сайт телеканала «Санкт-Петербург». URL: https://topspb.tv/online-projects/980/ (дата обращения: 17.01.2021).

17. Познин В.Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты : дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.09. Санкт-Петербург, 2009. 345 с.


  • В настоящее временя происходит стремительная смена культурных парадигм. Трендом мирового развития становится цифровизация.
  • Насколько успешным является применение цифровых технологий в искусстве? К каким результатам приводит внедрение цифровых технологий в область массового искусства?
  • На примере творчества японских вокалоидов и аниме-исполнителей прослеживается тенденция трансформации эстетических и художественных вкусов современного зрителя.
  • Достигаемый благодаря цифровизации реализм особого качества усиливает катарсическую функцию искусства.
  • Приемы конструирования виртуальной реальности сближают мир искусства и игры.
  • Сохранится ли в искусстве будущего базовая установка на сохранение и развитие ценностно-смысловой составляющей? Станет ли преобладающим в музыкальной видео-технологии творческо-коммуникативный аспект?

Рецензия

Для цитирования:


Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Цифровые технологии в искусстве XXI века. Обсерватория культуры. 2022;19(1):26-33. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33

For citation:


Zaitseva M.L., Budagyan R.R. Digital Technologies in the 21st Century Art. Observatory of Culture. 2022;19(1):26-33. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-1-26-33

Просмотров: 68


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)