Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

«Мороз» по жести — техника русского сундучного производства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-274-283

Реферат

«Мороз» по жести — техника декорирования, широко применявшаяся в русском сундучном промысле XIX—XX веков. Она основана на кристаллизации расплавленной полуды (смеси олова и свинца) при добавлении капель воды и химической реакции на кристаллизованную полуду смеси серной и азотной кислот. Данному методу украшения сундуков и шкатулок ранее не посвящалось специального исследования. Цель настоящей статьи — выявление истоков и значения этой техники в истории сундучного производства России, определение ее художественных особенностей в сравнении с изделиями зарубежных мастеров, а также анализ конкретных произведений. В качестве материала исследования привлекались экспонаты из собрания отдела народного искусства Государственного Русского музея. Хронологические рамки исследования — XIX—XX столетия. Автор статьи приходит к выводу, что техника «морожения» жести пользовалась популярностью на всей территории России, а не была принадлежностью прикладного искусства только Великого Устюга. На протяжении длительного времени она играла важную роль в отделке сундучных изделий: сундуков, шкатулок, погребцов, ларцов. В некоторых центрах эта техника успешно конкурировала с росписью. Вероятнее всего, «мороз» по жести был явлением заимствованным. Это стало возможным благодаря сложению благоприятных условий, связанных не только с торговлей, но и развитием культуры определенных регионов России. Иностранная техника была адаптирована русскими мастерами в соответствии с требованиями местных художественных традиций.

Об авторе

Глеб Александрович Пудов
Государственный Русский музей
Россия

отдел народного искусства,

старший научный сотрудник

Инженерная ул., д. 4, Санкт-Петербург, 198151, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0001-7270-8065; SPIN 4343-6211



Список литературы

1. Арсеньев Ф.А. Вологодская губерния : очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством. Вологда : Типогр. Вологод. Губерн. Правления, 1882. 38 c.

2. Комаров В.В. Восстановим забытые промыслы // Советская мысль. 1934. № 288. С. 3.

3. Горпенко А.Е. Русское просечное железо XVII — XVIII веков // Сборник трудов НИИХП. Вып. 3. Москва, 1966. С. 119—147.

4. Мерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век) / Академия наук СССР, Институт истории. Москва, 1960. 715 с.

5. Капустина А.В., Сыроватская Л.Н., Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Великий Устюг : ВУГИАХМЗ, 2007. 96 с.

6. Fiske J. When Oak was New : English Furniture & Daily Life 1530—1700. Ipswich, Massachusetts : The Belmont press, 2013. 266 p.

7. Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П.Н. Зверева ; Стат. отделение Екатеринбургской земской управы. Екатеринбург : Екатеринбургское уездное земство, 1889. 453 с.

8. Алексеева Е.В. Некоторые результаты и перспективы изучения значения иностранного технологического опыта в создании новых отраслей промышленности и развитии промышленного производства на Урале // Шестые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 20—21 апреля 2006 г. Екатеринбург : Институт истории и археологии УРО РАН, 2006. Т. 1. С. 66—81.

9. Бондаренко Ф.В., Микитюк В.П., Шкерин В.А. Британские механики и предприниматели на Урале в XIX — начале XX в. // Очерки истории Урала : Выпуск 55. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2009. 88 с.

10. Устьянцев С.В., Логунов Е.В. Английский технологический опыт и уральские горные заводы XIX века // Очерки истории Урала : Выпуск 55. Екатеринбург : Банк культурной информации, 1992. 127 с.

11. Силонова О.Н. Влияние художественного декора западноевропейских лаковых центров XVIII — начала XIX в. на промысел Нижнетагильского завода Демидовых // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. № 3 (142). С. 236—248.

12. Pickvance C. Regional Differences in Medieval Chest Construction: A Dendrochronological and Comparative Study of the Buxted, Sussex, and Hindringham and Walcott, Norfolk Pin-Hinged Clamped Chests // Regional Furniture. 2020. Vol. XXXIV. P. 1—50.

13. Кучин Ф.Г. Сундучный промысел // Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вятка : Типография Маишеева, 1890. Вып. 2. С. 44—97.

14. Пудов Г.А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX — I половина XX века). Санкт-Петербург : Специальная литература, 2017. 111 с.

15. Федоров В.М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под редакцией действительного члена и секретаря Комитета А.С. Гациского. Нижний Новгород, 1890. Т. X. С. 191—207.

16. Колчин Б.А. Техника обработки металла в древней Руси. Москва : Машгиз, 1953. 160 с.

17. Лукин М.П., Давыдова Н.М. Народное искусство устюжан. Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во, Вологод. отд-ние, 1971. 64 с.

18. Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на состоящую под августейшим Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в Петербурге. Пермь : Типография губернской земской управы, 1902. 239 с.

19. Пудов Г.А. О произведениях уральского сундучного промысла // Страницы истории отечественного искусства : сборник статей по материалам научной конференции. Русский музей : Санкт-Петербург, 2011. Вып. XVIII. С. 258—270.

20. Шатров М.Н. В помощь кустарю : сборник практических советов и указаний по разным ремеслам и промыслам. Киров : Кировское областное издательство, 1938. 288 с.

21. Список наград, присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г., состоявшей под покровительством его Императорского Высочества государя наследника Цесаревича. Казань, 1890. 116 с.

22. Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. : краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. Вятка : Губернская типография, 1890. 62, 45 с.

23. Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде : отдел XI : кустарные промыслы. Москва : Русскаго Т-ва печатного и издательского дела, 1896. 109 с.

24. Миллер Ю.А. О некоторых контактах искусства Турции XVI—XVII веков с художественной культурой других стран // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XIX. Культура и искусство народов Востока : 8. Ленинград : Аврора, 1978. C. 106—114.

25. Atasoy N. Impressions of Ottoman Culture in Europe: 1453—1699. Istanbul : Armaggan, 2012. 443 p.

26. Анов Н. Мороз по жести // Советская мысль. 1934. № 271. С. 3.


  •  «Мороз» по жести — одна из главных техник декорирования, которая использовалась в русском сундучном промысле. Ее основой была химическая реакция, происходившая при взаимодействии серной и азотной кислот.
  • Эта техника применялась во всех главных центрах сундучного производства России. Также она встречалась и за границей, например, в Турции.
  • Не исключено, что русские мастера переняли «мороз» по жести у своих западноевропейских коллег. Однако важнее не сам факт заимствования, а результат адаптации чужой технологии к новым условиям.

Рецензия

Для цитирования:


Пудов Г.А. «Мороз» по жести — техника русского сундучного производства. Обсерватория культуры. 2022;19(3):274-283. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-274-283

For citation:


Pudov G.A. “Frost” on Tin — a Technique of Russian Chest Production. Observatory of Culture. 2022;19(3):274-283. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-3-274-283

Просмотров: 1139


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)