Музейный туризм в постпандемийный период: проблемы и перспективы развития
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-351-357
Реферат
Цель настоящей работы — выявить современные формы и методы взаимодействия музея и посетителя-туриста в новом социокультурном и экономическом контексте. Музей как социокультурный институт подвержен изменениям, происходящим в обществе, и отражает в своей деятельности те правила, запросы и ценности, которые актуальны для конкретного периода истории. Распространение рыночных отношений в социально-культурной сфере и процессы цифровизации, ускорившиеся в период пандемии COVID-19, нашли непосредственное отражение в деятельности музеев. Сегодня музей превращается из творца и интерпретатора научного знания, хранителя культурных ценностей в часть индустрии, создающей для посетителей особую среду. Переориентация на индивидуального посетителя как основного потребителя продукта музейного туризма ставит перед музеем новые вопросы и задачи. Так, в контексте индивидуализации потребительского спроса становится актуальным вопрос включения музея в экономику впечатлений с ее акцентом на эмоциональной информации, личных переживаниях человека и на создании его личного опыта. В рамках коммуникационного подхода авторы статьи исследуют практики использования основных принципов экономики впечатлений для создания конкурентоспособного продукта и выстраивания на его базе диалога между туристом и музеем. Последнее приобретает важность и в свете формирования лояльности посетителя к культурной идентичности города и региона, где этот музей расположен. Применение системного подхода позволило выявить общие и частные практики музейного сервиса в условиях новой модели потребления, ориентированной на удовлетворение возрастающих запросов индивидуального туриста. Материалы статьи могут не только быть использованы в теоретико-прикладной деятельности музеев, но и послужить аналитической базой для региональных и муниципальных государственных структур при разработке эффективных программ и стратегий развития туризма.
Об авторах
Гузель Рушановна КаримоваРоссия
Институт международных отношений, кафедра всемирного культурного наследия,
преподаватель
Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия
кандидат исторических наук
ORCID 0000-0001-7704-5678; SPIN 5041-8776
Римма Равефовна Идрисова
Россия
Институт международных отношений, кафедра всемирного культурного наследия,
доцент
Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия
кандидат исторических наук
ORCID 0009-0002-2170-5758; SPIN 6012-3456
Список литературы
1. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, July 2021 // UNWTO : World Tourism Barometer (English version). 2021. Vol. 19, № 4. URL: https://www.e-unwto.org/doi/abs/10.18111/wtobarometereng. 2021.19.1.4?role=tab (дата обращения: 05.07.2023).
2. Туризм / Агентство инноваций города Москвы. 46 с. URL: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (дата обращения: 05.07.2023).
3. Ляшко А.В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 3. С. 21—26.
4. Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург, 2007. 116 с.
5. Музей и новые технологии / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. Москва : Прогресс-Традиция, 1999. 216 с. (На пути к музею XXI века).
6. Cameron D.F. The Museum, a Temple or the Forum // Curator. The Museum Journal. 1971. Vol. 14, № 1. P. 11—24. DOI: 10.1111/j.2151-6952.1971.tb00416.x.
7. Ушкарев А.А. Аудитория художественного музея: аргументы потребительского выбора // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 4. С. 444—459. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-4-444-459.
8. Museum, Media, Message / ed. by E. Hooper-Greenhill. London : Routledge. 1995. 316 p.
9. Грачева Е.С. Музеи как поле социокультурной коммуникации : автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2010. 20 с.
10. Пайн II Дж. Б., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений : Как превратить покупку в захватывающее действие. Москва : Альпина паблишер, 2018. 381 с.
11. Романчук А.В. Музейный туризм : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. 46 с.
12. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. Москва : Логос, 2002. 256 с.
13. Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в музеях, музеях-заповедниках, дворцово-парковых музеях : методические рекомендации МР 3.1/2.1.0194-20 // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/565071300 (дата обращения: 05.07.2023).
14. Полякова О.Р. Переход музеев в цифровую среду под влиянием пандемии COVID-19 // The Scientific Heritage. 2021. № 79. С. 50—52.
15. Щербинин Г.А. Онлайн-проекты музеев в период пандемии COVID-19 // Молодой ученый. 2021. № 32 (374). C. 51—53. URL: https://moluch.ru/archive/374/83523/ (дата обращения: 05.07.2023).
16. Вагапова Ф.Г., Нуриева Р.В., Паршукова А.В. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и его роль в развитии культурно-познавательного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 1, № 1. С. 102—108. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10110.
17. Рыбаков А. Как использовать АR-технологии в музеях: примеры и способы реализации. 17 мар. 2021 // Vc.ru : [сайт]. URL: https://vc.ru/marketing/221567-kak-ispolzovat-ar-tehnologii-v-muzeyah-primery-i-sposoby-realizacii (дата обращения: 05.07.2023).
18. Артефакт — гид по музеям России // Artefact : [сайт]. URL: https://ar.culture.ru/ru (дата обращения: 05.07.2023).
19. Эксперты рассказали, какими станут музеи после пандемии // Rg.ru. Специальный проект : Социальный банк вопросов по COVID-19 [сайт]. URL: https://rg.ru/2020/09/15/eksperty-rasskazali-kakimi-stanutmuzei-posle-pandemii.html (дата обращения: 05.07.2023).
20. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. Москва : Классика-ХХI, 2003. 96 с.
21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 19, ст. 2291.
22. Посетителям с инвалидностью // Казанский Кремль : [офиц. сайт]. URL: https://kazan-kremlin.ru/posetitelyams-invalidnostyu/#nezryachie-i-slabovidyashhie-posetiteli (дата обращения: 05.07.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Каримова Г.Р., Идрисова Р.Р. Музейный туризм в постпандемийный период: проблемы и перспективы развития. Обсерватория культуры. 2023;20(4):351-357. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-351-357
For citation:
Karimova G.R., Idrisova R.R. Museum Tourism in the Post-Pandemic Period: Problems and Prospects of Development. Observatory of Culture. 2023;20(4):351-357. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-351-357