Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Музейный туризм в постпандемийный период: проблемы и перспективы развития

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-351-357

Реферат

Цель настоящей работы — выявить современные формы и методы взаимодействия музея и посетителя-туриста в новом социокультурном и экономическом контексте. Музей как социокультурный институт подвержен изменениям, происходящим в обществе, и отражает в своей деятельности те правила, запросы и ценности, которые актуальны для конкретного периода истории. Распространение рыночных отношений в социально-культурной сфере и процессы цифровизации, ускорившиеся в период пандемии COVID-19, нашли непосредственное отражение в деятельности музеев. Сегодня музей превращается из творца и интерпретатора научного знания, хранителя культурных ценностей в часть индустрии, создающей для посетителей особую среду. Переориентация на индивидуального посетителя как основного потребителя продукта музейного туризма ставит перед музеем новые вопросы и задачи. Так, в контексте индивидуализации потребительского спроса становится актуальным вопрос включения музея в экономику впечатлений с ее акцентом на эмоциональной информации, личных переживаниях человека и на создании его личного опыта. В рамках коммуникационного подхода авторы статьи исследуют практики использования основных принципов экономики впечатлений для создания конкурентоспособного продукта и выстраивания на его базе диалога между туристом и музеем. Последнее приобретает важность и в свете формирования лояльности посетителя к культурной идентичности города и региона, где этот музей расположен. Применение системного подхода позволило выявить общие и частные практики музейного сервиса в условиях новой модели потребления, ориентированной на удовлетворение возрастающих запросов индивидуального туриста. Материалы статьи могут не только быть использованы в теоретико-прикладной деятельности музеев, но и послужить аналитической базой для региональных и муниципальных государственных структур при разработке эффективных программ и стратегий развития туризма.

Об авторах

Гузель Рушановна Каримова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Институт международных отношений, кафедра всемирного культурного наследия,
преподаватель

Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0000-0001-7704-5678; SPIN 5041-8776



Римма Равефовна Идрисова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Институт международных отношений, кафедра всемирного культурного наследия,
доцент

Кремлевская ул., д. 18, Казань, 420008, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0009-0002-2170-5758; SPIN 6012-3456



Список литературы

1. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, July 2021 // UNWTO : World Tourism Barometer (English version). 2021. Vol. 19, № 4. URL: https://www.e-unwto.org/doi/abs/10.18111/wtobarometereng. 2021.19.1.4?role=tab (дата обращения: 05.07.2023).

2. Туризм / Агентство инноваций города Москвы. 46 с. URL: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (дата обращения: 05.07.2023).

3. Ляшко А.В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 3. С. 21—26.

4. Сапанжа О.С. Основы музейной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург, 2007. 116 с.

5. Музей и новые технологии / сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. Москва : Прогресс-Традиция, 1999. 216 с. (На пути к музею XXI века).

6. Cameron D.F. The Museum, a Temple or the Forum // Curator. The Museum Journal. 1971. Vol. 14, № 1. P. 11—24. DOI: 10.1111/j.2151-6952.1971.tb00416.x.

7. Ушкарев А.А. Аудитория художественного музея: аргументы потребительского выбора // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 4. С. 444—459. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-4-444-459.

8. Museum, Media, Message / ed. by E. Hooper-Greenhill. London : Routledge. 1995. 316 p.

9. Грачева Е.С. Музеи как поле социокультурной коммуникации : автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2010. 20 с.

10. Пайн II Дж. Б., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений : Как превратить покупку в захватывающее действие. Москва : Альпина паблишер, 2018. 381 с.

11. Романчук А.В. Музейный туризм : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. 46 с.

12. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. Москва : Логос, 2002. 256 с.

13. Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в музеях, музеях-заповедниках, дворцово-парковых музеях : методические рекомендации МР 3.1/2.1.0194-20 // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/565071300 (дата обращения: 05.07.2023).

14. Полякова О.Р. Переход музеев в цифровую среду под влиянием пандемии COVID-19 // The Scientific Heritage. 2021. № 79. С. 50—52.

15. Щербинин Г.А. Онлайн-проекты музеев в период пандемии COVID-19 // Молодой ученый. 2021. № 32 (374). C. 51—53. URL: https://moluch.ru/archive/374/83523/ (дата обращения: 05.07.2023).

16. Вагапова Ф.Г., Нуриева Р.В., Паршукова А.В. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан и его роль в развитии культурно-познавательного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 1, № 1. С. 102—108. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10110.

17. Рыбаков А. Как использовать АR-технологии в музеях: примеры и способы реализации. 17 мар. 2021 // Vc.ru : [сайт]. URL: https://vc.ru/marketing/221567-kak-ispolzovat-ar-tehnologii-v-muzeyah-primery-i-sposoby-realizacii (дата обращения: 05.07.2023).

18. Артефакт — гид по музеям России // Artefact : [сайт]. URL: https://ar.culture.ru/ru (дата обращения: 05.07.2023).

19. Эксперты рассказали, какими станут музеи после пандемии // Rg.ru. Специальный проект : Социальный банк вопросов по COVID-19 [сайт]. URL: https://rg.ru/2020/09/15/eksperty-rasskazali-kakimi-stanutmuzei-posle-pandemii.html (дата обращения: 05.07.2023).

20. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. Москва : Классика-ХХI, 2003. 96 с.

21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 19, ст. 2291.

22. Посетителям с инвалидностью // Казанский Кремль : [офиц. сайт]. URL: https://kazan-kremlin.ru/posetitelyams-invalidnostyu/#nezryachie-i-slabovidyashhie-posetiteli (дата обращения: 05.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Каримова Г.Р., Идрисова Р.Р. Музейный туризм в постпандемийный период: проблемы и перспективы развития. Обсерватория культуры. 2023;20(4):351-357. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-351-357

For citation:


Karimova G.R., Idrisova R.R. Museum Tourism in the Post-Pandemic Period: Problems and Prospects of Development. Observatory of Culture. 2023;20(4):351-357. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-4-351-357

Просмотров: 324


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)