Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Церковное содержание византийского театра (антифон, троп)

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-540-550

Реферат

Настоящей статьей авторы предваряют ряд публикаций, посвященных исследованию культурно-исторического взаимодействия таких разных, принципиально не совпадающих, не сводимых другу к другу, но не отдельных друг от друга феноменов общественной жизни, как искусство и религия, в частности церковь и театр. В данной работе на материале византийского театра рассматривается правомерность гипотезы происхождения европейской драмы и театра из литургической драмы посредством церковного антифона и литературного тропа. Рассматривается тенденциозная категоричность ошибочного утверждения, принятого в науке на правах эвристической гипотезы, о влиянии остаточно-рудиментарных форм античного театра на формирование христианского церковного обряда (антифонного пения). Показано, что христианский антифон не может быть связан с античным театром по причине многовекового отсутствия хора в драматическом действии. Утверждается, что церковный обряд развивается из «внутренней формы», исходящей из имманентных свойств и качеств божественной литургии. Поскольку такая постановка вопроса осуществляется впервые, то она представляет актуальность и научную новизну настоящего исследования.

Версия происхождения западноевропейского театра из литературного тропа, исходящая из законов драмы как литературного жанра, устанавливается филологической традицией без учета специфики собственно драматического события. Делается вывод, что генезис театра не происходит из законов литературных процессов, но связан с ними по линии внутренних взаимодействий. Исторически византийский театр, целостный и автономный феномен театральной культуры, перестал существовать в середине XV в., не успев реализовать свой динамический потенциал драматического искусства. Тем не менее актуальность перспективного исследования подтверждает факты косвенного влияния византийского театра на содержательные аспекты, а также прямого воздействия на формирование нового типа драматического конфликта — «внутреннего» — в развитии западноевропейского и, в большей степени, русского театра.

Об авторах

Игорь Николаевич Чистюхин
Орловский государственный институт культуры
Россия

кафедра режиссуры, мастерства актера и экранных искусств,
доцент

Лескова ул., д. 15, Орел, 302020, Россия

кандидат педагогических наук, доцент

ORCID 0000-0002-5629-5472; SPIN 6632-7412



Александр Юрьевич Титов
Орловский государственный институт культуры
Россия

кафедра режиссуры, мастерства актера и экранных искусств,
профессор

Лескова ул., д. 15, Орел, 302020, Россия

кандидат педагогических наук, доцент

ORCID 0000-0002-9127-1302; SPIN 2511-5352



Список литературы

1. Степанова Г.А. Идея «соборного театра» в поэтической философии Вячеслава Иванова. Москва : Издательство ГИТИС, 2005. 140 с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. 480 с.

3. Чудновцев М.И. Церковь и театр. Конец XIX — начало ХХ в. Москва : Наука, 1970. 128 с.

4. Религия и искусство : материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19—21 мая 1997 г. Москва : Издательство ГИТИС, 1998. 310 с.

5. Соловьева И.Н. Религия Станиславского // Религия и искусство : материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19—21 мая 1997 г. Москва : Издательство ГИТИС, 1998. С. 48—56.

6. Религия, ритуал, театр / под ред. Б. Холма, Б.Ф. Нилсена, К. Ведель. Харьков : Гуманитарный центр, 2018. 254 с.

7. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // П.А. Флоренский. Избранные труды по искусству. Москва : Изобразительное искусство ; Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 1996. 334 с.

8. Михалицын П.Е. «От Мельпомены ко Христу: судьба античного театра в Византии // «Византийская мозаика» : сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеимоновском храме / ред. С.Б. Сорочан ; сост. А.Н. Домановский. Харьков : Майдан, 2015. Вып. 3. C. 192—234.

9. Михалицын П.Е., Ручинская О.А. Античный театр и Византия: от гражданской идеологии к христианству // Дриновський збірник. Софія ; Харків : Видавництво БАН імені проф. Марина Дринова, 2017. С. 95—104.

10. Πλωρίτης Μάριος. Το θέατρο στο Βυζάντιο. Αθήνα : Εκδόσεις Καστανιώτης, 1999. 282 σ.

11. White A.W. The Artifice of Eternity: A Study of Liturgical and Theatrical Practices in Byzantium : PhD Thesis. College Park : The Faculty of the Graduate School of the University of Maryland, 2006. 306 р.

12. Боянус С.К. Средневековый театр // Очерки по истории европейского театра. Античность. Средние века. Возрождение / под ред. А.А. Гвоздева, А.А. Смирнова. Петербург : Academia, 1923. С. 55—104.

13. Коляда Е.И., Никитин С.И., Желтов М.С., Лебедев С.Н., Ефимова Н.И. Антифон // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и все Руси Алексия II. Москва : Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия». 2001. Т. 2. С. 554—560.

14. Isidori Hispalensis Episcopi. Etymologiarum Sive Originum / ed. by W.M. Lindsay. Oxford, 1911. 877 р.

15. Насонова М. Антифон // Католическая Энциклопедия : в 5 т. Москва : Издательство Францисканцев, 2002. Т. 1. С. 282—284.

16. Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X—XIII вв). Москва : Искусство, 1989. 215 с.

17. Бояджиев Г.Н. Литургическая и полулитургическая драма // История западноевропейского театра в 8 томах / под общ. ред. С.С. Мокульского. Москва : Искусство, 1956. Т. 1. С. 27—34.

18. Young К. Officium Pastorum : A Study of the Dramatic Developments within the Liturgy of Christmas // Transactions of the Wisconsin Academy of Sciences, Arts and Letters. 1911. Vol. XVII. Part I, № 4. Р. 299—396.

19. Сахаров П. Троп // Католическая Энциклопедия : в 5 т. Москва : Издательство Францисканцев, 2011. Т. 4. С. 1467—1468.

20. Успенский Н.Д., Холопов Ю.Н. Тропы // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю.В. Келдыш. Москва : Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. С. 615—618.

21. Gautier L. Histoire de la poésie liturgique au Moyen Age: les Tropes. Paris, 1886. 280 p.

22. Кулишова О.В. Древнегреческий театр в современной историографии // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира : альманах / под ред проф. Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2009. Вып. 8. С. 429—440.

23. Аникст А.А. Драма // Театральная энциклопедия : в 6 т. / под ред. С.С Мокульского. Москва : Советская энциклопедия, 1963. Т. 2. С. 502—521.

24. Аникст А.А. А.В. Шлегель и его «Чтения о драматическом искусстве и литературе» // А.А. Аникст. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. Москва : Наука, 1980. С. 29—55.

25. Гегель Г.В.Ф. Эстетика : в 4 т. / пер. с нем. Б.Г. Столпнера ; под ред. и с предисл. Мих. Лифшица. Москва : Искусство, 1971. Т. 3. 624 с.

26. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. Москва : Искусство, 1978. 240 с.

27. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии / пер. с древнегреч. В.Г. Аппельрота ; ред. пер. и коммент. Ф.А. Петровского. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1957. 184 с.

28. Сахаров П. Театр // Католическая Энциклопедия : в 5 т. Москва : Издательство Францисканцев, 2011. Т. 4. С. 1262—1269.

29. Мокульский С.С. Постановка пасхальной литургической драмы // Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Москва : Искусство, 1952. С. 62—63.

30. Regularis Concordia Anglicae Nationis Monachorum Sanctimonialiumque / ed. and tr. D.T. Symons. London : Thomas Nelson & Sons, 1953. 146 p.

31. Chambers E.K. The Mediaeval Stage. Oxford University Press, 1903. Vol. 2. 480 p.

32. Édélestand du Méril. Les Origines latines du théâtre moderne. Paris ; Leipzig, 1897. 420 p.

33. Cohen G. Mysteres et moralités du manuscrit 617 de Chantilly, publiés pour la premiere fois et précédés d’une étude linguistique et littéraire. Paris, 1920. 138 p.

34. Бентли Э. Жизнь драмы / пер. с англ. В. Воронина ; предисл. И.В. Минакова. Москва : Айрис-пресс, 2004. 416 с.


  • Театр подобен храму, но храм не подобен театру. Театр не может подменять веру, но без Веры не может быть театра.
  • Антифон древнегреческого театра выражает непримиримость драматического конфликта. Церковный антифон - согласие в единстве душ.
  • Драматическое действие последовательность событий сюжетного развития, в церкви - сакральных действий. Театральный конфликт извечный - конфликт неба и земли. В церкви и то и другое сходится
  • Церковь - свет, театр предрассветные сумерки. Автор цитаты неизвестен, но её повторяют всё, кому одинаково не безразличны Церковь и Театр.
  • Литературный троп бездейственен, трагический троп требует от поэта священной жертвы. Таков трагический поэт Арион, предвозвестник древнегреческой драмы.

Рецензия

Для цитирования:


Чистюхин И.Н., Титов А.Ю. Церковное содержание византийского театра (антифон, троп). Обсерватория культуры. 2024;21(5):540-550. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-540-550

For citation:


Chistiukhin I.N., Titov A.Yu. Ecclesiastical Content of Byzantine Theatre (Antiphon, Trop). Observatory of Culture. 2024;21(5):540-550. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-5-540-550

Просмотров: 147


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)