

Автопортрет как самопрезентация в работах женщин-живописцев рубежа XIX—XX веков
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-396-407
Реферат
В статье рассматривается творчество женщин-живописцев, переживавшее подъем на рубеже XIX—XX вв., связанный со снятием ограничений на их обучение в Императорской академии художеств и с ростом потребности в самореализации в искусстве. Выявляются общие тенденции, не касающиеся сюжетно-технической стороны картин, но позволяющие сделать обобщающие выводы о мышлении художниц: самоопределении и соотнесении себя с творческой средой, стремлении привлечь внимание к себе как к личности. Делается попытка понять, какими путями шло включение женщин в полноценный процесс обучения как группы, имеющей свои социокультурные особенности. Цель работы — проанализировать творческие подходы к автопортрету художниц Е.А. Киселевой, Е.К. Лукш-Маковской, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, начинавших профессиональный путь у одного учителя — И.Е. Репина. Актуальность работы заключается в попытке постановки проблемы изучения женского творчества и художественной специфики при создании автопортрета, в определении его культурно-эстетической основы.
Фокусируется внимание на предпосылках формирования творческого метода художниц, опирающегося на соединение индивидуального и подражательного. На основе рассмотрения галереи произведений автором разрабатывается типология женского автопортрета: профессиональный автопортрет, автопортрет-эмоция, семейный автопортрет, автопортрет-образ. Прослеживается, как в творчестве художниц проявляются различные художественные течения в России и Западной Европе рубежа XIX—XX вв., по-своему ими интерпретированные.
Об авторе
Инна Игоревна СавенковаРоссия
кафедра искусствоведения и педагогики искусства,
соискатель аспирантуры
Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
ORCID 0009-0008-5599-3683
Список литературы
1. Зинченко Н.Е. Женское образование в России : исторический очерк. Санкт-Петербург : Комм[ерч]. скор[опеч]., ценз., 1901. [2], 46 с.
2. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086—1856). Санкт-Петербург : Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. 887 с.
3. Покровская М.И. О высшем женском образовании в России. Санкт-Петербург : Тип. П.П. Сойкина, 1906. 16 с.
4. Академия художеств. Временный устав Императорской академии художеств, высочайше утвержденный в 15 день октября 1893 года. Санкт-Петербург, 1893. 26 с.
5. О приеме учеников в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств, на основании устава высочайше утвержденного 15-го октября 1893 г. [Санкт-Петербург] : Типолитография К. Биркенфельда, 1907. 6 с.
6. Академия художеств Министерства императорского двора. По вопросу об учреждении для занимающихся в академии лиц женского пола особых классов // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 10. Д. 64. 1876 г.
7. Музы Монпарнаса = Les muses de Montparnasse : каталог выставки «Музы Монпарнаса», 13 июля — 3 октября 2021 года, Галерея искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина ; авторы текстов С. Бюиссон, Н. Кортунова, И. Лебель. Москва : ABCdesign, 2021. 239 с.
8. Зингер Л.С. Автопортрет в системе жанров. Очерки теории и истории портрета. Москва : Изобразительное искусство, 1986. 323 с.
9. Ляшко А.В. Автопортрет как феномен самосознания культуры : дис. ... канд. культурологии. Санкт-Петербург, 2001. 217 с.
10. Крузе С.В. Автопортрет как форма самопознания личности художника : дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 170 с.
11. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. Т. 1—2. Москва : Центрполиграф, 2003. 594 с.
12. Академия художеств Министерства императорского двора. Делла-Вос, Ольга Людвиговна (по мужу Кардовская) // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 12. Лит. «И». Д. 29. 1894 г.
13. Личное дело Делла-Вос-Кардовской О.Л., 1877 г. р., художника // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2907. Оп. 2. Ед. хр. 253.
14. Академия художеств Министерства императорского двора. Киселева, Елена Андреевна // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 12. Лит. «И». Д. 41. 1898 г.
15. Савенкова И.И. Елена Андреевна Киселева. Творчество в контексте художественных исканий эпохи (изобразительное искусство конца XIX — начала XX в.). Воронеж : Кварта, 2023. 215 с.
16. Академия художеств Министерства императорского двора. Маковская, Елена Константиновна // РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Лит. «И». Д. 20. 1896 г.
17. Derenda M. Kunst als Beruf: Käthe Kollwitz (1867—1945) und Elena Luksch-Makowskaja (1878—1967). Frankfurt ; New York : Campus, cop., 2018. 562 S.
18. Савенкова И.И. Работа в Париже и Париж в работах художницы Е.А. Киселевой // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2015. № 2. С. 79—94.
19. Добужинский М.В. Воспоминания. Москва : Наука, 1987. 477 с.
20. Rollig S., Klee A., Chadzis A., Fellner S., Rosenfeld A. Exhibition catalogue Elena Luksch-Makowsky. Silver Age und Secession. Vienna : Gugler GmbH, Melk, 2020. 144 р.
21. Радлов Н.Э. Вступительная статья к каталогу «Выставка картин московских и ленинградских художников, организованная к 25-летию художественной и педагогической деятельности Д.Н. Кардовского». Москва, 1929. С. 2.
Рецензия
Для цитирования:
Савенкова И.И. Автопортрет как самопрезентация в работах женщин-живописцев рубежа XIX—XX веков. Обсерватория культуры. 2024;21(4):396-407. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-396-407
For citation:
Savenkova I.I. Self-Portrait as Self-Presentation in the Works of Female Painters of the Turn of the 19th—20th Centuries. Observatory of Culture. 2024;21(4):396-407. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-396-407