Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проблема визуальной сложности: критерии анализа и оценки

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-408-419

Реферат

В статье анализируется понятие визуальной сложности, выделяемое разными исследователями в качестве значимой характеристики современной визуальной коммуникации и культуры. Поставлена проблема неоднозначности понятия и его зависимости от разных объективных и субъективных факторов и переменных восприятия. Определяются формальные категории и критерии оценки визуальной сложности, выявляются ее устойчивые паттерны в предметной области фирменной айдентики — логотипе. С помощью выделенных категорий визуальная сложность анализируется через конкретные формальные универсальные атрибуты, поддающиеся систематизации, что позволяет ответить на вопрос, что делает логотип сложным. Понятие сложности фирменной айдентики содержательно раскрывается с точки зрения дизайнеров — ее непосредственных разработчиков, определяющих визуально-графический, конструктивный и пластический характер фирменного логотипа. Впервые в русскоязычном научном пространстве проведено эмпирическое исследование позиции профессиональных дизайнеров относительно значимости предложенных критериев. Количественный метод опроса позволил объективировать точку зрения профессиональной аудитории: данные отличаются устойчивостью по сравнению с данными, получаемыми от широкой аудитории. Визуальная сложность, таким образом, концептуализирована и эмпирически операционализирована без разрыва между теорией и практикой визуальной коммуникации. Делается вывод о том, что как выразительное средство дизайна визуальная сложность является положительной характеристикой в современной медиакоммуникации.

Об авторах

Павел Евгеньевич Родькин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет креативных индустрий, Школа коммуникаций,
доцент

Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия

кандидат искусствоведения

ORCID 0000-0002-9202-4362; SPIN 2802-9621



Любовь Александровна Цыганова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

факультет креативных индустрий, Школа коммуникаций,
доцент

Покровский бульвар, д. 11, Москва, 109028, Россия

кандидат исторических наук

ORCID 0000-0003-2769-843X; SPIN 8046-2837



Список литературы

1. Huhmann B.A. Visual Complexity in Banner Ads : The Role of Color, Photography, and Animation // Visual Communication Quarterly. 2003. Vol. 10, № 3. P. 10—17. DOI: 10.1080/15551390309363510.

2. Pieters R., Wedel M., Batra R. The Stopping Power of Advertising: Measures and Effects of Visual Complexity // Journal of Marketing. 2010. Vol. 74, № 5. P. 48—60. DOI: 10.1509/jmkg.74.5.48.

3. King A.J., Lazard A.J., White S.R. The Influence of Visual Complexity on Initial User Impressions: Testing the Persuasive Model of Web Design // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 39, № 5. P. 497—510. DOI: 10.1080/0144929X.2019.1602167.

4. Гольцова Е.А., Бакаев М.А. Анализ и прогнозирование визуальной сложности человеко-машинных интерфейсов // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2018) : материалы одиннадцатой международной конференции : в 2 т. / под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. Москва : Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2018. Т. 2. С. 283—285.

5. Donderi D.C. Visual Complexity: A Rreview // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132, № 1. P. 73—97. DOI: 10.1037/0033-2909.132.1.73.

6. Grinsven B. van., Das E. Logo Design in Marketing Communications: Brand Logo Complexity Moderates Exposure Effects on Brand Recognition and Brand Attitude // Journal of Marketing Communications. 2016. Vol. 22, № 3. P. 256—270. DOI: 10.1080/13527266.2013.866593.

7. Miniukovich A., Sulpizio S., Angeli De A. Visual Complexity of Graphical User Interfaces // Proceedings of the 2018 International Conference on Advanced Visual Interfaces (AVI’18). 2018. Art. 20. P. 1—9. DOI: 10.1145/3206505.3206549.

8. Wang Z., Duff B.R.L., Clayton R.B. Establishing a Factor Model for Aesthetic Preference for Visual Complexity of Brand Logo // Journal of Current Issues and Research in Advertising. 2018. Vol. 39, № 1. P. 83—100. DOI: 10.1080/10641734.2017.1372325.

9. Rodriguez L., Lee S., Sar S. Schema Complexity and Valence Elicited by Country Logos for Tourism // Journal of Visual Literacy. 2016. Vol. 35, № 3. P. 187—200. DOI: 10.1080/1051144X.2016.1275341.

10. Gerlach C., Marques J.F. Visual Complexity Exerts Opposing Effects on Object Categorization and Identification // Visual Cognition. 2014. Vol. 22, № 6. P. 751—769. DOI: 10.1080/13506285.2014.915908.

11. Henderson P.W., Cote J.A. Guidelines for Selecting or Modifying Logos // Journal of Marketing. 1998. Vol. 62, № 2. P. 14—30. DOI: 10.2307/1252158.

12. Adir V., Adir G., Pascu N.E., Dobrescu T.G. Graphic Symbols in Logo Design // Global Journal on Humanites & Social Sciences. 2015. № 1. P. 295—300. URL: https://www.researchgate.net/publication/350278547_Graphic_symbols_in_logo_design (дата обращения: 18.07.2024).

13. Luffarelli J., Stamatogiannakis A., Yang H. The Visual Asymmetry Effect: An Interplay of Logo Design and Brand Personality on Brand Equity // Journal of Marketing Research. 2019. Vol. 56, № 1. P. 89—103. DOI: 10.1177/0022243718820548.

14. Lee J.E., Hur S., Watkins B. Visual Communication of Luxury Fashion Brands on Social Media: Effects of Visual Complexity and Brand Familiarity // Journal of Brand Management. 2018. Vol. 25. P. 449—462. DOI: 10.1057/s41262-018-0092-6.

15. Успенский Б.А. Поэтика композиции : Структура художественного текста и типология композиционной формы. Москва : Искусство, 1970. 225 с.

16. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие / пер. с фр. Б.А. Власюка, Ю.Ф. Кичатова, А.И. Теймана ; под ред., с послесл. и примеч. Р.X. Зарипова, В.В. Иванова ; вступ. ст. Б.В. Бирюкова, С.Н. Плотникова. Москва : Мир, 1966. 352 с.

17. Родькин П.Е. Брендинг территорий: городская идентичность и дизайн : учебное пособие. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 93 с. DOI: 10.23681/597418.V.

18. Marlen T. van, Wermeskerken M. van, Gog T. van. Effects of Visual Complexity and Ambiguity of Verbal Instructions on Target Identification // Journal of Cognitive Psychology. 2019. Vol. 31, № 2. P. 206—214. DOI: 10.1080/20445911.2018.1552700.

19. Miceli G.N., Scopelliti I., Raimondo M.A., Donato C. Breaking Through Complexity: Visual and Conceptual Dimensions in Logo Evaluation across Exposures // Psychology & Marketing. 2014. Vol. 31, № 10. P. 886—899. DOI: 10.1002/mar.20741.

20. Kohli C., Suri R. Creating Effective Logos: Insights from Theory and Practice // Business Horizons. 2002. Vol. 45, № 3. P. 58—64. DOI: 10.1016/S0007-6813(02)00203-3.

21. Родькин П.Е. Проблема читабельности и коммуникативности в визуальной айдентике // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. 2022. № 3—2. С. 225—236. DOI: 10.37485/1997-4663_2022_3_2_225_236.

22. Guibourgé J. Semiotics: about Logo, Identity and Brand Image / transl. from J. Guibourgé // Design phase 1, améliorer sa conception. Paris : L’Harmattan, 2021, 2020. 15 p. URL: https://hal.science/hal-03587299 (дата обращения: 18.07.2024).

23. Кухта М.С. Специфика репрезентации смысла в иконических символах: постнеклассическая интерпретация теории Ч.С. Пирса // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). 2004. Вып. 2 (39). С. 167—171.

24. Erjansola A.M., Lipponen J., Vehkalahti K., Aula H.M., Pirttilä-Backman A.M. From the Brand Logo to Brand Associations and the Corporate Identity: Visual and Identity-Based Logo Associations in a University Merger // Journal of Brand Management. 2021. Vol. 28, № 7. P. 241—253. DOI: 10.1057/s41262-020-00223-5.

25. Родькин П.Е. Проблема коммуникативной деструктивности в брендинге территорий в пространстве интегрированных коммуникаций // Цифровой бренд-менеджмент территорий: глобальный и локальный аспекты : материалы IV Международной трансдисциплинарной научно-практической web-конференции “Сonnect-Universum-2018” (29—30 ноября 2018 г.). Томск, 2019. С. 172—176. DOI: 10.17223/9785946218597/31.

26. Mahmood A., Luffarelli J., Mukesh. M. What’s in a Logo? The Impact of Complex Visual Cues in Equity Crowdfunding // Journal of Business Venturing. 2019. Vol. 34, № 1. P. 41—62. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2018.09.006.

27. Madan C.R., Bayer J., Gamer M., Lonsdorf T.B., Sommer T. Visual Complexity and Affect: Ratings Reflect More Than Meets the Eye // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 2368. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.02368.


  • Визуальная сложность включает связанные между собой уровни формы и содержания информационного сообщения, логотип объединяет два уровня сообщения в одном: семантический и эстетический.
  • Визуальная сложность определяется степенью быстроты и легкости считывания визуального сообщения и стабильностью динамического взаимодействия зрителя с визуальными объектами.
  • В профессиональном дизайнерском сообществе наблюдается консенсус относительно содержательных критериев визуальной сложности, которая как выразительное средство дизайна является положительной характеристикой современной визуальной коммуникации.

Рецензия

Для цитирования:


Родькин П.Е., Цыганова Л.А. Проблема визуальной сложности: критерии анализа и оценки. Обсерватория культуры. 2024;21(4):408-419. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-408-419

For citation:


Rodkin P.E., Tsyganova L.A. The Problem of Visual Complexity: Criteria for Analysis and Evaluation. Observatory of Culture. 2024;21(4):408-419. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-408-419

Просмотров: 139


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)