

Реинтерпретация мифологических персонажей в молодежной культуре
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-377-385
Реферат
В статье рассматривается специфика современной реинтерпретации мифологических персонажей, а также ее представленность в молодежной культуре. Мифологические сюжеты и их герои остаются привлекательными для творческой сферы на протяжении многих веков. Для молодых людей погружение в мифологию позволяет выработать конструктивные решения многих вопросов, воссоздать позитивную картину мира через вечную идею торжества добра и справедливости, отраженную в древних текстах.
Именно реинтерпретационный подход к прочтению всемирно известных произведений позволяет использовать широкий спектр мифа. Например, интерес к мифам европейского общества во второй половине XX в. обусловлен тем, что это время связано с угрозой начала ядерной войны и, как следствие, с постоянной неопределенностью и одновременным стремлением каждого человека к жизнеутверждающей и незыблемой основе, например классической. Эволюция представлений мифа в культуре привела к появлению реинтерпретаций оригинального источника, благодаря чему некоторые из них стали популярны в том числе у молодежной аудитории.
В XXI в. сложились иные мифологические образы в соответствии с вызовами времени, рассматриваемые нами как культурные продукты нового уровня, для которых не только характерно обращение к тексту классических мифов, но и важна коммерческая составляющая. В статье приводится несколько примеров того, как новая художественная подача мифологических персонажей отображается в современной массовой молодежной культуре — в литературе, видеоиграх, кинематографе. Современная трактовка сказаний древних цивилизаций осуществляется исходя из культурных предпочтений массового зрителя: образы мифов могут быть каноническими, модернизированными, но в любом случае универсальными. Неоднократно в научной культурологической среде велись дискуссии о придании нового смысла знакомым со школьной скамьи сюжетам мифов с неожиданной (неклассической) стороны.
Актуальность реинтерпретации мифологических персонажей в молодежной культуре обусловлена стремлением нового поколения не только переосмыслить культурное наследие, но и соприкоснуться с ним.
Об авторе
Анжела Викторовна НорманскаяРоссия
кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин,
заведующая
Киевская ул., д. 39, Симферополь, 295017, Россия
кандидат культурологии, доцент
ORCID 0009-0005-5082-976X; SPIN 8896-2393
Список литературы
1. Ставицкий А.В. Общая теория мифа: предварительные итоги исследований // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2022. Т. 8, № 2. С. 16—26.
2. Линченко А.А. Мифы о прошлом в медиасреде: теоретические основания и российская политическая практика // Социодинамика. 2022. № 1. С. 1—17. DOI: 10.25136/2409-7144.2022.1.32640.
3. Малахова Е.В. Молодежная субкультура и социальная мифология // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5, № 4 (22). С. 116—121.
4. Волкова П.С. «Кармен»: Испания — Франция — Россия. Интерпретация — реинтерпретация // Искусствоведение. 2023. № 2. С. 37—55.
5. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Манчхашвили М.А. Иррациональность мышления как способ совладания с неопределенностью современного мира // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2021. № 4. С. 50—64. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-4-50-64.
6. Галанина Е.В., Батурин Д.А. Фэнтези как неомифологическая реальность // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). С. 41—45.
7. Ивлева А.Ю. Стратегии интерпретации текста: философский аспект // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2010. № 1. С. 27—36.
8. О молодежной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 1, ч. 1, ст. 28.
9. Амирханов А.М. Триада постмодернистской философии: «смерть бога» — «смерть автора» — «смерть субъекта» // KANT. 2020. № 2 (35). С. 95—99. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.19.
10. Домбровский П.А., Хазанов О.В. Миф Дж. Р.Р. Толкина в мировоззренческих концепциях контркультуры западного общества в 1960—1970-х гг. // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2, № 3. С. 124—133. DOI: 10.33693/2658-4654/-2020-2-3-124-133.
11. Усанова Д.О. Виртуальная культура как феномен современности и ее репрезентация в субкультурных практиках // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 395—397.
12. Кузёма Т.Б. Индивидуально-авторский стиль Рика Риордана (на материале произведения Percy Jackson and The Lightning Thief) // E-Scio. 2021. № 8 (59). С. 169—177.
13. Лосев Д.В. Блистательное и ужасающее восхождение американского сверхчеловека в жанре супергероики // Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований. 2023. № 1 (2). С. 168—193. DOI: 10.34680/EISCRT-2023-1(2)-168-193.
14. Ерохина Т.И., Бадиль К.К. Кинокомикс как мифотекст современной массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 359—363.
15. Александрова Е.А. Новая мифология в современной массовой культуре // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2013. № 1 (26). С. 129—131.
16. Галанина Е.В., Батурин Д.А. Мифологические структуры в видеоиграх: архетипы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 31—48. DOI: 10.17223/22220836/36/4.
17. Лыгина Н.И., Паршиков Н.А., Рудакова О.В. Сфера культуры и досуга как основная составляющая экономики впечатлений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1. С. 56—63. DOI: 10.17308/econ.2020.1/2754.
18. Целыковский А.А. Современный миф как результат взаимодействия традиционной мифологии и идеологии // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). С. 11—15.
19. Ставицкий А.В. Развитие мифа во времени: обоснование проблемы // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2019. Т. 5 (71), № 4. С. 72—84.
Мифологические сюжеты и персонажи на протяжении многих веков вызывают интерес к познанию их скрытых смыслов, мистических кодов. Во многом это обусловлено тем, что в них присутствуют элементы иррационального. Исторически сложилось так, что миф являлся неотъемлемой частью жизни, помогая человеку интерпретировать те или иные события или явления, которые не объясняются логически.
Сегодня обращение к мифологии, как правило, продиктовано стремлением исследователей проанализировать, как культурные коды древних текстов отражены в современной массовой культуре. Так, например, они являются основой для многих популярных литературных произведений, фильмов и видеоигр. Особенно важно отметить, что данный процесс реинтерпретации востребован в молодёжной среде: миф становятся частью их повседневной жизни, составляющей их творчества, досуга и т.д.
Рецензия
Для цитирования:
Норманская А.В. Реинтерпретация мифологических персонажей в молодежной культуре. Обсерватория культуры. 2024;21(4):377-385. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-377-385
For citation:
Normanskaya A.V. Reinterpretation of Mythological Characters in Youth Culture. Observatory of Culture. 2024;21(4):377-385. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-4-377-385