Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Диспозиция и музыкальное воплощение текстов в хоровом цикле Ю. Гальперина «На всякий случай»

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-310-320

Полный текст:

Реферат

В статье рассмотрена диспозиция и музыкальное воплощение текстов в хоровом цикле «На всякий случай» (2004) русско-французского композитора Ю. Гальперина (р. 1945). На основе духовной лирики Д. Хармса, текстов детского игрового фольклора (считалок, загадок, игр), молитвы «Kyrie eleison» композитор, используя монтажную технику, создает калейдоскоп различных картин, настроений «на все случаи жизни». Показана логика построения цикла, система объединяющих его интонационных и текстовых арок. Развивая словесную игру, характерную для жанра считалки (перестановки, замены, игра бессмысленными слогами), композитор преобразует исходный текст, играет со смыслами, «переиначивает» изначальные идеи, «заглядывает» между строк. Совмещение в одном сочинении духовного и фольклорного пластов является тенденцией, характерной для современной музыки. Цикл представляет собой яркий пример реализации в музыке идеи универсальности феномена игры в человеческой культуре.

Об авторе

Руслан Николаевич Васильев
Пермский государственный институт культуры
Россия


Список литературы

1. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

2. Гальперин Ю.Е. Хоровой цикл «На всякий случай» [Электронный ресурс] // ART59 - Концертная программа «Хоровая музыка наших современников». URL: http://art59.ru/index.php?catid=1019&func=viewcategory&Itemid=0&option=com_datsogallery (дата обращения: 17.10.2015).

3. Керимов Т.X. Структура. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/concepts/7096 (дата обращения: 08.04.2016).

4. Щербинина О.Г. Старуха. Даниил Хармс в контексте классики // Нева. 2007. № 4. С. 282-284.

5. Петрусева Н.А. Траектории: Лахенман, Адорно, Арто, Бодрийяр. 9 тезисов к интерпретации музыки Лахенмана // Обсерватория культуры. 2012. № 6. С. 64-71.

6. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. Москва : Советский композитор, 1986. 206 с.

7. Шенбергер Э., Андриссен Л. О монтажной технике // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 202-204.

8. Хармс Д.И. Полн. собр. соч. Т. 1: Стихотворения, переводы. Санкт-Петербург : Академический проект, 1997. 440 с.

9. Элиаде М. Священное и мирское. Москва : Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

10. Паисов Ю.И. Эволюция хоровых жанров // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Санкт-Петербург : Композитор, 2005. С. 480-513.

11. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. Москва : Высшая школа, 2003. С. 527-542.

12. Смирнов Д.Н. Чудесный сад отца Дмитрия. Беседа с Т. Коршуновой [Электронный ресурс] // Мультимедийный блог протоиерея Дм. Смирнова. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-68472/ (дата обращения: 17.11.2015).


Для цитирования:


Васильев Р.Н. Диспозиция и музыкальное воплощение текстов в хоровом цикле Ю. Гальперина «На всякий случай». Обсерватория культуры. 2016;13(3):310-320. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-310-320

For citation:


Vasilyev R.N. Disposition and Musical Embodiment of the Texts in Y. Galperin’s Choral cycle “Just in Case”. Observatory of Culture. 2016;13(3):310-320. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-310-320

Просмотров: 153


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)