Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Живописное усадебное собрание как отражение жизненного кредо заказчика. Идея прославления воинской доблести в портретах и картинах усадьбы Ольгово

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-339-347

Полный текст:

Реферат

В XVIII в. многие дворяне в своих усадьбах прославляли ратные подвиги с помощью аллегорий и символов. С.С. Апраксин превратил парадную резиденцию Ольгово в пантеон воинской славы, используя живопись, чтобы отметить вклад своего рода в историю Отечества. Главным украшением зала были большие парадные портреты самого С.С. Апраксина кисти Б.Ш. Митуара, его отца, фельдмаршала С.Ф. Апраксина, и адмирала Ф.М. Апраксина работы неизвестных художников. Там же располагались скульптурные портреты далеких предков заказчика, многие из которых погибли на поле брани. Для большей наглядности Б.Ш. Митуар по инициативе С.С. Апраксина написал серию из девяти батальных картин с эпизодами тех сражений, в которых участвовали владельцы усадьбы. В Ольгове находился портрет С.С. Апраксина работы И.Б. Лампи, исполненный по случаю свадьбы. Программа произведения, составленная заказчиком, также связана с прославлением воинских подвигов изображенного. Наиболее полно понять замысел портрета позволяет эпиталама - хвалебная песнь, сочиненная для новобрачных. В статье впервые приводится перевод этой песни. Дополняли гимн во славу ратных подвигов изображения всех известных русских полководцев.

Об авторе

Ирина Геннадьевна Басова
Государственная Третьяковская галерея
Россия


Список литературы

1. Вдовин Г. Краткие тезисы к проблеме интерпретации семантики усадебного пространства и его мифологемы (на примере останкинского усадебного комплекса) // Искусствознание. 2003. № 2. С. 246.

2. Верещагина А.Г. Критики и искусство : Очерки истории русской художественной критики середины XVIII - первой трети XIX в. М., 2004. С. 67.

3. Подмосковные музеи. Ольгово. Дубровицы. Вып. 4 / сост. Ю.П. Анисимов, А. Греч. Москва ; Ленинград, 1925. С. 45.

4. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. Москва, 2003. С. 132.

5. Русские портреты XVIII и XIX столетий / изд. Вел. кн. Николая Михайловича. Т. 2. Санкт-Петербург, 1906. № 105.

6. Символы и емблемата. Оуказом и благоповедении Его Освещеннийшаго Величества Высокодержавшейшаго и Пресветлейшаго императора Московскаго Великаго Государя царя и Великаго Князя все Великия и Малыя и Белыя России и иных многих Держав и Государств и Земель Восточных Западных и Северных Самодержца и Высочайшаго монарха напечатаны. Амстердам, 1705. № 259.

7. Сведения о работах Лампи // Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ). Ф. 31. Ед. хр. 217. Л. 1-2.

8. Galli G. Epitalamio per le felissime nozze di Sua Essellenza il signor generale St. St. Apraxin e l’illustre principessa C.V. Galitzin. Peterburg, 1793. [12].

9. Дараган С.И. Инвентарная книга художественно-бытовых предметов Усадьбы-музея «Ольгово» (бывш. Апраксиных) // Архив Музея-заповедника «Дмитровский кремль» (МЗДК). Ф. 113. Л. 71 об.

10. Списки картин и икон Ольговского дома и церкви Апраксиных // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1088. Оп. 2. Ед. хр. 970.

11. Апраксин С.С. Письма А.А. Прозоровскому 5.12.1796 о смертельной болезни П.А. Румянцева ; 1807, 18 августа и 12 сентября о болезни и смерти И.И. Михельсона // Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) Ф. 145. Оп. 2. Ед. хр. 58.

12. Басова И.Г. Цикл батальных картин Б.Ш. Митуара из усадьбы Ольгово Апраксиных // Художественный вестник. 2008. № 1. С. 36-44.

13. Пекарский П.П. Об истории рода Апраксиных и опись документов архива Виктора Владимировича Апраксина // Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 1088. Оп. 2. Ед. хр. 885.

14. Калязина Н.В. Интерьер первой четверти XVIII века : (Новое в архитектурно-планировочном и декоративном решении) : дисс. … канд. искусствоведения. Ленинград, 1970. С. 166.

15. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Ленинград : Лениздат, 1988. С. 68-69.

16. Пыляев М.И. Старая Москва : История былой жизни первопрестольной столицы. Москва : Эксмо, 2008. С. 158.

17. Опись Отрадненских картин 1867 г. // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1273. Оп. 1. Ед. хр. 34. Л. 3 об.

18. Рязанцев И.В. Русская скульптура второй половины XVIII - начала XIX века : Проблемы содержания. Москва : НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1994. С. 82.

19. Каменский П.П. Мастерские русских художников // Отечественные записки. Журнал литературный, политический и ученый. Санкт-Петербург. 1839. Т. 1., отд. IV. С. 17.

20. Игнатович Т.Н. Картины Румянцевского музея в музейных собраниях живописи России и соседних государств. Москва : Пашков дом, 2009. С. 24.

21. Карчева Е.И. Скульптура в Петербургском особняке графа А.И. Остермана-Толстого // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге 1703-1917 : Тезисы докладов конференции / ред. С.О. Андросов. Санкт-Петербург, 1995. С. 13-14.


Для цитирования:


Басова И.Г. Живописное усадебное собрание как отражение жизненного кредо заказчика. Идея прославления воинской доблести в портретах и картинах усадьбы Ольгово. Обсерватория культуры. 2016;13(3):339-347. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-339-347

For citation:


Basova I.G. Pictorial Collection of a Manor as a Reflection of the Customer’s Life Credo. The Idea of Military Valor Glorification in the Portraits and Paintings of the Olgovo Manor. Observatory of Culture. 2016;13(3):339-347. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-339-347

Просмотров: 220


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)