Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Этическая направленность «театральной практики» Льва Толстого

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-348-355

Полный текст:

Реферат

В статье исследуется характер деятельности Л.Н. Толстого в контексте современной писателю театральной жизни. Предпринята попытка создания образа Толстого как театрального деятеля своего времени - в противовес привычному образу гонителя театрального искусства. Определяется степень важности проблемы актерства в частной и общественной жизни писателя, анализируется диалектика его зрительских предпочтений и требований к искусству. Лев Толстой рассматривается как соавтор актерского образа, непосредственный создатель спектакля. Выявлен главнейший для Толстого угол зрения на цели искусства, в том числе и искусства театра, - этический. Только в таком контексте снимаются кажущиеся противоречия отношений Льва Толстого и театра. С помощью источников проанализированы особенности этических требований писателя к театру, актерскому искусству, режиссерской трактовке его пьес. Толстому важно, чтобы зрители увидели и осознали в спектакле именно ту идею, которую драматург вкладывал в пьесу. Изменить жизнь частного человека, направить его к достижению христианского идеала - центральная идея Толстого.

Список литературы

1. Ломунов К.Н. Драматургия Л.Н. Толстого. Москва, 1956. 467 с.

2. Полякова Е.И. Театр Льва Толстого: драматургия и опыты ее прочтения. Москва, 1978. 344 с.

3. Сушков Б.Ф. Уроки театра Толстого. Тула, 1983. 255 с.

4. Брянский А.И. Л.Н. Толстой - актер-любитель // Обозрение театров. 1910. № 1273. С. 14-15.

5. Гусев Н.Н. Толстой и театр // Современный театр. 1928. № 37. С. 572-573.

6. Гнедич П.П. Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918. Москва, 2000. 365 с.

7. Горький М. Лев Толстой // Собр. соч. в 16 т. Т. 16. Очерки. Литературные портреты. Статьи. Москва, 1979. С. 253-300.

8. Маковицкий Д.П. У Толстого. 1904-1910 : (Из яснополянских записок) // Вопросы литературы. 1978. № 8. С. 168-208.

9. Николаев С. Л.Н. Толстой - зритель // Театральная декада. 1935. № 31. С. 1-2.

10. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. Москва, 1994. 700 с.

11. Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. Москва, 2003. 346 с.

12. Лакшин В.Я. Лев Толстой дает интервью // Звезда. 1978. № 8. С. 57-81.

13. Старый Т. Лев Толстой на спектакле «Плоды Просвещения» // Театральная неделя. 1940. № 17(38). С. 8-9.

14. Давыдов В.Н. Из воспоминаний актера // Международный толстовский альманах. О Толстом. Москва, 1909. С. 42-47.

15. Степанова Г.И. Толстой и Савина : (неизвестное письмо Л.Н. Толстого) // Русская литература. 1967. № 2. С. 140-143.

16. Рыжова В.Н. Толстой в Малом театре // Современный театр. 1928. № 37. С. 579.

17. Афанасьева Н.В. Театр глазами Толстого // Театр. 1960. № 11. С. 12-100.

18. Благоволина Ю.П. Телеграмма Л.Н. Толстого к Н.Н. Макарову // Государственная библиотека СССР им. Ленина. Отдел рукописей. Вып. 39. Москва : Книга, 1987. С. 153.

19. Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. Москва, 1978. 303 с.

20. Мишин В.И. Русские актеры в переписке с Л.Н. Толстым // Театр. 1960. № 11. С. 98-101.

21. Кошаев Х. П.Н. Орленев в Ясной Поляне // Театральная жизнь. 1960. № 17. С. 13.

22. Нельс С. М. Андреев-Бурлак. Москва, 1971. 288 с.


Для цитирования:


Тришина Н.В. Этическая направленность «театральной практики» Льва Толстого. Обсерватория культуры. 2016;13(3):348-355. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-348-355

For citation:


Trishina N.V. Ethical Orientation of Leo Tolstoy’s “Theatrical Practices”. Observatory of Culture. 2016;13(3):348-355. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-3-348-355

Просмотров: 165


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)