Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

«Зричитель»: новый субъект современной культуры

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-5-516-525

Полный текст:

Реферат

Настоящая статья посвящена актуальным проблемам изучения современной медиакультуры. Новый взгляд на медиа заключается в том, что в процессе перехода культуры от литературоцентризма к медиацентризму происходит соединение субъектов визуальной культуры (зрителя) и вербальной культуры (читателя). В результате их тесного взаимодействия складываются принципиально новые текстовые стратегии: «читатель как зритель» и «зритель как читатель». От применения данных стратегий, интенсивности их интерсубъективного диалога зависит глубина понимания текста (как вербального, так и визуального), а также степень гипотетического проникновения в «субмедиальное пространство», скрытое за экраном кино, телевизора, компьютера и представляющее собой зону «смысловой неопределенности». Сопричастность двухуровневого субъекта медиакультуры («зричителя») этой «смысловой неопределенности» диктует специфику восприятия текстов культуры в эпоху «постграмотности».

Об авторе

Игорь Вадимович Кондаков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Кондаков И.В. Интерсубъективность культуры // Обсерватория культуры. 2004. № 4. С. 22-30.

2. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Дух терроризма. Войны в заливе не было. Москва : Рипол классик, 2016. С. 60-94.

3. Кондаков И.В. По ту сторону слова (Кризис литературоцентризма в России ХX-XXI вв.) // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 5-44.

4. Кондаков И.В. «Образ мира, в слове явленный»: Волны литературоцентризма в истории русской культуры // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. Москва : Наука, 2004. С. 229-293.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Москва : Политиздат, 1970. Т. 44. С. 579.

6. Гудова М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : автореф. дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург, 2015. 51 с.

7. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. Москва : Академический проект ; Фонд «Мир», 2005. 495 с.

8. Кондаков И.В. Текст экранный и «книжный»: глубина интерпретации // Наука телевидения : научный альманах. Вып 11. Москва : Министерство культуры Российской Федерации, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ ; Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2015. С. 191-196.

9. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Ээсти раамат, 1973. 135 с.

10. Митчелл У.Д.Т. Визуальных медиа не существует // Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. С. 128-143.

11. Эко У. «…Именно о нас, о том, что с нами может случиться» // Новая газета. 2013. № 126. 11 нояб.

12. Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. Санкт-Петербург : Symposium ; Москва : Изд-во РГГУ, 2005. 501 с.

13. Кондаков И.В. Экранная культура VS книжная культура: перспективы диалога // Наука телевидения : научный альманах. Вып. 12. Москва : Министерство культуры Российской Федерации, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ ; Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2016. С. 100-108.

14. Гройс Б. Под подозрением: Феноменология медиа. Москва : Художественный журнал, 2007. 200 с.

15. Бахтин М.М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 6. Москва : Русские словари ; Языки славянской культуры, 2002. 780 с.


Для цитирования:


Кондаков И.В. «Зричитель»: новый субъект современной культуры. Обсерватория культуры. 2016;13(5):516-525. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-5-516-525

For citation:


Kondakov I.V. “Zrichitel (Viewreader)”: a New Subject of the Modern Culture. Observatory of Culture. 2016;13(5):516-525. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-5-516-525

Просмотров: 257


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)