Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Основные элементы теории выразительности танца в трудах А.Я. Левинсона

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-5-606-611

Полный текст:

Реферат

Статья рассматривает некоторые аспекты развития балетоведческой мысли рубежа XIX-XX веков. Основой для анализа служат во многом созвучные концепциям С. Малларме и П. Валери работы А.Я. Левинсона и А.Л. Волынского. Позиции этих отечественных теоретиков отличает общность взглядов на систему танцевальной выразительности и природу хореографического языка. Левинсон и Волынский ушли от традиционной системы описания танца и перевели свой анализ в феноменологическую плоскость, на абстрактный уровень. Выражение внутреннего через внешнюю форму в их трактовке достигается через дематериализацию тела исполнителя, освобождение от инструментария. Спонтанность выражения становится средством визуализации внутреннего движения и ритма в той внутренней пространственно-временной плоскости, на уровне которой зарождается абстрактная форма. Благодаря такому подходу танец рассматривается как феномен, подчиняющийся своим особым законам, обладающий внутренним ритмом и разворачивающийся во внутреннем пространстве. Эти положения определили не только критическую позицию Левинсона и Волынского в отношении новаторских тенденций в хореографии начала XX в. (творчество А. Дункан, М. Фокина), но и основные элементы теории выразительности танца ряда последующих исследователей хореографии. Такая позиция объясняет остроту дискуссий авторов с современным им критиком В. Светловым, равно как и критику в адрес приверженцев системы Ж.Э. Далькроза.

Об авторе

Виталий Борисович Холопов
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Россия


Список литературы

1. Ямпольский М. Наблюдатель. Москва, 2000. 288 с.

2. Малларме С. Предисловие к «Трактату о слове» Рене Гиля (1886) // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. Москва : Изд-во МГУ, 1993. 510 с.

3. Даниэль С. Сети для Протея : Проблема интерпретации формы в изобразительном искусстве. Санкт-Петербург, 2002. 302 с.

4. Валери П. Об искусстве. Москва, 1976. 622 с.

5. Mallarme S. Divagations. Paris, 1897. 378 p.

6. Levinson A. The idea of the dance: from Aristotle to Mallarme // Andre Levinson on dance: writings from Paris in the twenties. London : Wesleyan University Press, 1991. 166 p.

7. Levinson A. Lieux communs // Gazette des sept arts. 1923. 25 Jan. P. 8.

8. Valery P. Philosophie de la danse // Valéry Paul. Oeuvres. V. I: Variété: Théorie poétique et esthétique. Paris : Gallimard, 1957. P. 1390-1403.

9. Волынский А.Л. Статьи о балете. Санкт-Петербург, 2002. 399 с.

10. Кондратенко Ю.А. Язык сценического танца: видовая специфика и морфология. Саранск, 2009. 134 с.

11. Кондратенко Ю.А. Категория «характерное» в теории и истории танца // Обсерватория культуры. 2008. № 6. С. 98.


Для цитирования:


Холопов В.Б. Основные элементы теории выразительности танца в трудах А.Я. Левинсона. Обсерватория культуры. 2016;13(5):606-611. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-5-606-611

For citation:


Kholopov V.B. Main Elements of the Theory of Dance Expression in A.Y. Levinson’s Works. Observatory of Culture. 2016;13(5):606-611. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-5-606-611

Просмотров: 172


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)