Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Performance studies: концепция и исследовательские подходы

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-726-735

Полный текст:

Реферат

Задача статьи - привлечь внимание к од ному из современных направлений гуманитарного знания, известному как performance studies. Этому по нятию пока еще нелегко найти адекватный русский аналог: так называют исследования перформатив ности, театральной антропологии, антропологии зрелищности, этнологии исполнительских форм куль туры. Сегодня часто говорят о «перформативном повороте» - повсеместном переходе от исследований культуры как текста к исследованиям культуры как перформанса. Перформансом называют не только театрализованные представления, культурно марки рованные зрелища, исполнительские (перформатив ные) формы культуры и т. п., но и едва ли не каждое явление и событие. В статье уточняются границы этого понятия, анализируются важнейшие аспекты performance studies и типы перформанса. Предлагает ся описание целей и задач, основных исследователь ских подходов, терминологии названной области, а также анализ функций и контекстов различных пер формансов. Дается обзор современной литературы, анализируются отдельные труды и серии моногра фий, развивающие эту область антропологии.

Об авторах

Светлана Игоревна Рыжакова
Институт этнологии и антропологии Российской академии наук
Россия


Ирина Евгеньевна Сироткина
Институт истории естествознания и техники Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Austin J.L. How to Do Things with Words / ed. by J.O. Urmson, M. Sbisa. Cambridge, 1975. 192 p

2. Turner V. From Ritual to Theatre : The Human Seriousness of Play. New York, 1982. 127 p

3. Turner V. The Anthropology of Performance. New York, 1986. 112 p

4. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. New York, 1959. 262 p

5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни /пер. с англ. А.Д. Ковалева. Москва, 2000. 304 с

6. Schechner R. Performative Circumstances: From the Avant-Garde to the Ramlila. Calcutta, 1983. 337 p

7. Schechner R. Between Theatre and Anthropology. Philadelphia, 1985. 360 p.

8. Эразм Роттердамский. Похвала глупости / пер. с лат. П.К. Губера. Москва, 1960. 205 с

9. Vaihinger H. Die Philosophie des als ob : System der theoretischen, praktischen und religiosen Fiktionem der Menschheit auf Grund eines idealistichen Positivismus. Berlin, 1911. 115 S

10. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской ; под общ. ред. Д.В. Трубочкина. Москва, 2015. 376 с

11. Евреинов Н.Н. Откровение искусства / подгот. изд. К. Пьералли. Санкт-Петербург, 2012. 776 c

12. Maxwell I. Learning at the Department of Performance Studies. Sydney, 1998. 284 p

13. Williams D. Anthropology and the Dance: Ten lectures (1991). Urbana ; Chicago, 2004. 303 р

14. Performance and Cultural Politics / ed. by E. Diamond. New York ; London, 1996. 304 p

15. Магун А. Понятие события в философии Владимира Бибихина // Stasis. 2015. Т. 3, № 1. С. 156-176

16. Schechner R. Performance Studies : An Introduction. London, 2002. 351 p

17. Hughes J. Performance in a Time of Terror : Critical Mimesis and the Age of Uncertainty. Manchester, 2011. 119 p

18. Bharucha R. Terror and Performance. New Delhi, 2014. 252 p

19. Schechner R. Invasions Friendly and Unfriendly: the Dramaturgy of Direct Theatre // Critical Theory and Performance / ed. by J. Reinelt, J. Roach. Ann Arbor, 1992. P. 88-106

20. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Эстетика словесного творчества. Москва, 1986. С. 360

21. Cremona V.A., Hoogland R. Conventions and Extensions of Performance // Theatrical Events - Borders, Dynamics, Frame / ed. by V.A. Cremona et al. Amsterdam, 2004. P. 5-13

22. Knowles R. Reading the Material Theatre. Cambridge, 2004. 248 p

23. Foster S.L. Choreographing Empathy : Kinestesia in Performance. London, 2011. 286 p

24. Dolan J. Utopia in Performance : Finding Hope at the Theatre. Ann Arbor, 2005. 263 p

25. Derian J. Der. Virtuous War : Mapping the MilitaryIndustrial-Media-Entertainment Network. New York, 2009. 330 p

26. Дебор Г. Общество спектакля. 1967 / пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. Москва, 2000. 224 c

27. Hashmi S. The Right to Perform : Selected Writings of Safdar Hashmi. New Delhi, 1989. 180 p

28. Wichstrom M. Performance in the Blockades of Neoliberalism : Thinking the Political Anew. London, 2012. 223 p

29. Неклюдова М.С. Грани и границы спектакулярности [Электронный ресурс] // Theatrum Mundi. URL: http://theatrummundi.ru/material/spectacularity/ (дата обращения: 08.09.2016)

30. Рыжакова С.И. Латышский Праздник Песни и Танца : о национальных особенностях одной культурной традиции // Европейская интеграция и культурное многообразие. Москва : Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 55-105

31. Unstable Ground : Performance and the Politics of Place / ed. by G. McAuley. Brussels, 2006. 306 p

32. The Intercultural Performance Reader / ed. by P. Pavis. London ; New York, 1996. 267 p

33. Approaching Theatre / ed. by A. Helbo, J.D. Johansen, P. Pavis, A. Ubersfeld. Illinois, 1991. 318 p

34. Ubersfeld A. Lire le theatre. Paris, 1977. 311 p

35. Fischer-Lichte E. Performance and the Politics of Space : Theatre and Topology. New York ; London, 2013. 312 p

36. Read A. Theatre and Everyday Life : An Ethics of Performance. London, 1993. 261 p

37. Sauter W. The Theatrical Event : Dynamics of Performance and Perception. Iowa, 2000. 286 p

38. Fitzpatrick T. Models of Visual and Auditory Interaction in Performance // Gestos. 1990. № 9. P. 9-22

39. Grant S. Fifteen Theses on Transcendental Intersubjective Audience // About Performance. 2010. № 10. P. 67

40. Stern T. Documents of Performance in Early Modern England. Cambridge, 2000. 359 p

41. Threadgold T. Feminist Poetics : Poeisis, Performance, Histories. London ; New York, 1997. 204 p

42. The Interplay of Performances, Performers, Researches, and Heritage / ed. by J. Fikfak, L.S. Fournier. Ljubljana, 2012. 248 p

43. James W. The Ceremonial Animal : A New Portrait of Anthropology / foreword by M. Lambek. Oxford, 2003. 408 p

44. Mitchell C. The Kalela Dance. Manchester, 1956. 52 p

45. Dance and the Society : The Social Anthropology of Process and Performance / ed. by P. Spencer. Cambridge, 1986. 240 p

46. Wulff H. Dancing at the Crossroads : Memory and Mobility in Ireland. New York ; Oxford, 2007. 184 p

47. Dancing Cultures : Globalization, Tourism and Identity in the Anthropology of Dance / ed. by H. Neveu Kringelback, J. Skinner. New York ; Oxford, 2012. 236 p

48. Beyond the Apsara : Celebrating Dance in Cambodia / ed. by S. Burridge, F. Frumberg. London, 2010. 220 p

49. Traversing Tradition : Celebrating Dance in India / ed. by U. Sarkar Munsi, S. Burridge. London ; New York ; New Delhi, 2011. 319 p

50. Moving Oceans : Celebrating Dance in the South Pacifi c / ed. by R. Buck, N. Rowe. London ; New York ; New Delhi, 2014. 190 p

51. Kaeppler A. The Dance in Anthropological Perspective // Annual Review of Anthropology. 1978. № 7. P. 31-39

52. Barba E., Savarese N. A Dictionary of Theatre Anthropology : The Secret Art of the Performer. New York ; London, 2005. 320 p

53. Барба Э., Саварезе Н. Словарь театральной антропологии : Тайное искусство исполнителя / пер. И. Васюченко и др. Москва, 2010. 318 c

54. Lehmann H.-T. Postdramatisches Theater. Frankfurt am Main, 1999. S. 512

55. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / предисл. А. Васильева ; пер. с нем., вступ. статья и комм. Н. Исаевой. Москва, 2013. 312 c

56. Гёббельс Х. Эстетика отсутствия : Тексты о музыке и театре / пер. с нем. О. Федяниной. Москва, 2015. 271 с


Для цитирования:


Рыжакова С.И., Сироткина И.Е. Performance studies: концепция и исследовательские подходы. Обсерватория культуры. 2016;13(6):726-735. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-726-735

For citation:


Ryzhakova S.I., Sirotkina I.E. The Performance Studies: One Conception, Several Approaches. Observatory of Culture. 2016;13(6):726-735. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-6-726-735

Просмотров: 179


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)