Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-399-409

Полный текст:

Реферат

Культуре дабл-пост, в основе которой лежит цифровой «Большой стиль», присущ особый кине(сте)тический формат, характеризующийся виртуализацией пространственного, тактильного и телесного. Доминирование визуального порождает стремление человека к физическому опыту переживания вещественной осязаемости окружающего мира и собственной телесности. Преодоление недостатка тактильного в культуре происходит либо через актуализацию непосредственного кинестетического опыта, либо через опосредованную визуальную кинестетику. Постнеклассическое искусство (медиа-арт, инсталляции-лабиринты, зеркальные комнаты) предлагает невозможные прежде способы перцепции, конструирования и физического освоения многомерной визуальной реальности. Тактильные и кинестетические ощущения начинают выступать в роли «дополненной» виртуальности при коммуникации зрителя-участника с нематериальными, визуальными пространствами и образами. При этом кинестетическое и визуальное формируют встречные «потоки» чувственного восприятия, которые пересекаются, накладываются, интерферируют, образуя принципиально новую пространственность и образность. В результате интерференции визуального и кинестетического в произведениях постнеклассического искусства создаются сложнопересеченные фрактальные пространства, которые предоставляют человеку всю полноту телесного присутствия через одновременное сосуществование его физического тела и бесконечного множества взаимоисключающих телесных рефлексий, переживаемых в формате опосредованной визуальной кинестетики. В статье с культурологических позиций рассматривается история лабиринтов и зеркальных комнат и анализируются медиаперформансы Ф. Декуфле, Ч. Сандисона, театра «Cloud Gate» и др., кинофильмы, сюжетно или композиционно связанные с лабиринтом («Куб», «Бегущий в лабиринте» и др.) и арт-инсталляции с зеркальными комнатами Л. Самараса, Я. Кусамы, Т. Франка, С. Сала и др.

Об авторе

Елена Валентиновна Николаева
Московский государственный университет дизайна и технологии
Россия


Список литературы

1. Моль А. Социодинамика культуры. Москва : КомКнига, 2005. 416 с.

2. Zolli A. Pixel Culture // American Demographics. 2004. June. P. 44.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения. Екатеринбург ; Москва : У-Фактория ; Астрель, 2010. 895 с.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой. Москва : Прогресс, 1986. 432 с.

5. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. Москва ; Ижевск, 2010. 656 с.

6. Николаева Е.В. Фрактальные уровни и паттерны культуры // Вопросы культурологии. 2013. № 11. С. 55-59.

7. Маньковская Н.Б. Кинетическое искусство // Культурология ХХ век : Энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. С.Я. Левит. Санкт-Петербург : Университетская книга ; Алетейя, 1998. Т. 1. С. 303-304.

8. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. 672 с.

9. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Москва : Академия, 2009. 192 с.

10. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. Москва : Прогресс-Традиция, 2012. 576 с.

11. Фракталы как искусство : сб. ст. / пер. с англ., фр. Е.В. Николаевой. Санкт-Петербург : Страта, 2015. 224 с.

12. Федер Е. Фракталы. Москва : Мир,1991. 254 с.

13. Николаева Е.В. Фрактальные модели городского пространства // Обсерватория культуры. 2013. № 1. С. 13-20.

14. Lieser W. Digital Art. H.F. Ullmann ; Tandem Verlag GmbH, 2009. 288 p.

15. Williams L.S. Cloud Gate Dance Theatre of Taiwan: Moon Water [Электронный ресурс]. URL: http://gapersblock.com/ac/2010/01/22/cloud-gate-dance-theatre-of-taiwan-moon-water/ (дата обращения: 19.01.2016).

16. Мельшиор-Бонне С. История зеркала. Москва : Новое литературное обозрение, 2005. 456 с.

17. Винчи Л. Суждение о науке и искусстве. Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010. 224 c.

18. Pendergrast M. Mirror, Mirror : A History of the Human Love Affair with Reflection. New York : Basic Books, 2003. 416 p.

19. Saward J. The Origins of Mirror & Wooden Panel Mazes // Caerdroia. 2008. Vol. 37. P. 4-12.

20. Фильм Андрея Тарковского «Cолярис» : материалы и документы / сост. и автор вступит. статьи Д.А. Салынский. Москва : Астрея, 2012. 416 с.

21. Coulthart J. The Art of Yayoi Kusama [Электронный ресурс]. URL: http://www.johncoulthart.com/feuilleton/2006/11/26/the-art-of-yayoi-kusama/ (дата обращения: 19.01.2016).

22. Николаева Е.В. Фрактальные рефлексии в кинетическом искусстве : (культурологический анализ) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 4. С. 202-205.

23. Filipetti J. Serge Salat : Beyond Infinity Immersive Installation [Электронный ресурс]. URL: http://www.designboom.com/art/serge-salat-beyond-infinity-immersive-installation/ (дата обращения: 19.01.2016).


Для цитирования:


Николаева Е.В. Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве. Обсерватория культуры. 2016;13(4):399-409. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-399-409

For citation:


Nikolaeva E.V. Interference of the Visual and the Kinestetic in the Postnonclassical Art. Observatory of Culture. 2016;13(4):399-409. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-399-409

Просмотров: 178


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)