Preview

Обсерватория культуры

Расширенный поиск

Художественный контекст как вектор теоретического исследования музыкального искусства

https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-410-418

Полный текст:

Реферат

Статья посвящена изучению контекста как смыслообразующей основы художественно-творческого процесса. Рассмотрено содержание понятия контекст; выявлена специфика его интерпретации в различных сферах научного знания; раскрыты особенности проекции данного феномена на область музыкального искусства. Обосновано представление о художественном контексте как о сложном системном объекте, включающем две взаимосвязанные подсистемы. Первая объединяет общие социокультурные детерминанты, вторая интегрирует имманентные художественно-творческие компоненты. Акцентировано движение каждой из обозначенных подсистем в координатах исторических традиций и современных тенденций. Приведена общепринятая типология контекста, намечены его наиболее значимые для музыкального искусства разновидности, детализировано их содержание. Особое внимание уделено художественному контексту в его синхроническом и диахроническом проявлениях, корреспондирующих с проблемой традиций и новаторства. Предложен подход к осмыслению этих сложных феноменов, конструирующих, наряду с другими факторами, художественный контекст эпохи.

Об авторе

Раиса Григорьевна Шитикова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры : избр. ст. Москва : Московская гос. консерватория, 1998. 264 с.

2. Левая Т.Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. Москва : Музыка, 1991. 166 с.

3. Словарь русского языка : в 4 т. Москва : Русский язык, 1982. Т. 2. К-О. 736 с.

4. Словарь иностранных слов. Москва : Русский язык, 1988. 608 с.

5. Советский энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1980. 1600 с.

6. Философский энциклопедический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Москва : Наука, 1976. 720 с.

8. Литературная энциклопедия : в 11 т. Москва : Изд-во Коммунистической академии, 1931. Т. 5. 784 стб.

9. Квятковский А.П. Поэтический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1966. 375 с.

10. Зиновьев А.А. Основы логической теории научных знаний. Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1967. 260 с.

11. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва : Советская энциклопедия, 1966. 608 с.

12. Нелюбин Л.Л. Толковый переводческий словарь. Москва : Флинта ; Наука, 2011. 320 с.

13. Клини С.К. Математическая логика / пер. с англ. Ю.А. Гастева ; под ред. Г.Е. Минца. Москва : Мир, 1973. 480 с.

14. Акопян Л.Г. Лирический цикл как тип текста // Семантические и коммуникативные категории текста: (Типология и функционирование). Ереван : Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1990. С. 28-39.

15. Шитикова Р.Г. Синхроническая таблица как визуальный аналитический инструмент научного исследования и музыкальной педагогики (на примере сонат Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича) // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании : сб. ст. по мат. III Всерос. научно-практ. конф. 21 февраля 2006 года. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУП, 2006. С. 77-82, 112-115.

16. Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора (методологические предпосылки) // Проблемы музыкального мышления : сб. ст. Москва : Музыка, 1974. С. 177-206.

17. Валькова В.Б. Соната // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Москва : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. Т. 5. Стб. 193-199.

18. Шитикова Р.Г. Формирование семантических признаков сонаты в процессе исторической эволюции жанра: эпоха барокко // Научное мнение. Философские и филологические науки, искусствоведение. 2014. № 9. С. 43-52.

19. Шитикова Р.Г. Формирование семантических признаков сонаты в процессе исторической эволюции жанра: период классицизма // Научное мнение. Философские и филологические науки, искусствоведение. 2014. № 11. С. 16-24.

20. Шитикова Р.Г. Русское музыкальной искусство 1920-х годов в контексте художественных исканий эпохи // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен : сб. ст. по мат. VII Междунар. научно-практ. конф. 20-21 ноября 2014 года. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. Ч. 2. С. 154-173.

21. Шитикова Р.Г. Неоклассические тенденции в русской фортепианной сонате 1920-х годов // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики : межвуз. сб. науч. трудов. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С. 78-96.

22. Шитикова Р.Г. Звуковая реализация идей конструктивизма в фортепианных сонатах А.В. Мосолова, Н.А. Рославца, С.В. Протопопова // Фортепианное искусство ХХ столетия : межвуз. сб. науч. трудов. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 63-78.

23. Шитикова Р.Г. Фортепианные сонаты П.И. Чайковского: новая жизнь жанра в русской музыке XIX столетия // «…Как слово наше отзовется…». П.И. Чайковский в современном мире : коллективная монография. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 149-172.

24. Шитикова Р.Г. Первая соната для фортепиано Д.Д. Шостаковича в условиях стилевых взаимодействий 1920-х годов // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики : сб. ст. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. Вып. 2. С. 64-85.

25. Шитикова Р.Г. Фортепианные сонаты Анатолия Александрова: Стилевая парадигма // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сб. ст. по мат. V междунар. научно-практ. конф. 27-28 ноября 2012 года. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. Ч. 2. С. 148-165.

26. Шитикова Р.Г. Фортепианные сонаты Л.А. Половинкина: на пересечении классических традиций жанра и новых тенденций музыкального мышления // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен : сб. ст. по мат. междунар. научно-практ. конф. 22-23 ноября 2010 года. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. Ч. 2. С. 214-231.

27. Шитикова Р.Г. Сонаты Сергея Слонимского: метаморфозы жанра // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу : сб. ст. по мат. Междунар. форума к 80-летию Сергея Слонимского (4-7 апреля 2012 года). Санкт-Петербург : Lennex Corp., Edinburg., 2014. С. 240-261.

28. Луначарский А.В. Новые пути оперы и балета. Из доклада, произнесенного 12 мая 1930 года в Большом театре // Луначарский А.В. В мире музыки. Москва : Советский композитор, 1971. С. 462-467.

29. Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / послесл. и общ. ред. М.С. Друскина. Ленинград : Музыка, 1971. 414 с.

30. Стравинский И.Ф. Хроника. Поэтика / сост., ред. пер., коммент., указ. и заключит. ст. С.И. Савенко. Москва : РОССПЭН, 2004. 365 с.

31. Обсуждаем симфонию А. Шнитке // Советская музыка. 1974. № 10. С. 10-14.

32. Гринберг И. «Строкой, правдивой до конца» // Литературная газета. 1975. № 8 (19 февраля). С. 5.

33. Рыленков Н.И. Традиции и новаторство. Статьи о поэзии. Москва : Советская Россия, 1962. 132 c.

34. Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита. Москва : Советский композитор, 1975. 237 с.

35. Асафьев Б.В. Грядущая эра русской музыки // К новым берегам. 1923. № 1. С. 5-13.

36. Шитикова Р.Г. Новаторство как категория художественного творчества (на примере музыкального искусства) / М-во нар. образования РСФСР, Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Ленинград, 1989. 48 с.

37. Шитикова Р.Г. (Бутакова Р.Г.) К проблеме традиций и новаторства в советском музыкальном творчестве 20-х годов // Музыка в социалистическом обществе. Ленинград : Музыка, 1977. Вып. 3. С. 141-156.

38. Шитикова Р.Г. Русская советская фортепианная соната. 1917-1932: к проблеме традиций и новаторства : дис. … канд. искусствоведения. Ленинград : ЛОЛГК, 1981. 201 с.


Для цитирования:


Шитикова Р.Г. Художественный контекст как вектор теоретического исследования музыкального искусства. Обсерватория культуры. 2016;13(4):410-418. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-410-418

For citation:


Shitikova R.G. Artistic Context as a Vector for Theoretical Research in the Musical Art. Observatory of Culture. 2016;13(4):410-418. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2016-13-4-410-418

Просмотров: 271


ISSN 2072-3156 (Print)
ISSN 2588-0047 (Online)