Русский сюжет в балетном творчестве Катерино Кавоса
https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-198-207
Реферат
Статья посвящена балетным произведениям итальянского композитора К.А. Кавоса, написанным в России. Свыше 50 театральных сочинений композитора почти неизвестны, при этом составляют существенный вклад в отечественную культуру. Исследование проведено на основе неизданных источников из архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Прослеживается история национальных сюжетов русского музыкального профессионального театра со времен Екатерины II до первой четверти XIX столетия. Рассмотрена проблема «русского» сюжета в операх, балетах, драматических пьесах с музыкой Кавоса, создан перечень этих сочинений. Выявлено, что постоянными соавторами композитора были писатель А.А. Шаховской и балетмейстер Ш. Дидло. В обозрение вошли исторические, бытовые, сказочно-волшебные сюжеты. Отмечены стилевые особенности произведений (в том числе их опора на фольклорный материал) на примере балетов-дивертисментов «Ополчение, или Любовь к Отечеству», «Сельский праздник», музыки к драме А.А. Шаховского «Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженый на белом коне».
Ключевые слова
Об авторе
Александра Евгеньевна МаксимоваРоссия
кафедра истории русской музыки, доцент, кандидат искусствоведения, доцент
Список литературы
1. Максимова А.Е. «Ахридеич» — опера-сказка Э. Ванжуры на либретто Екатерины II // Opera Musocologica. 2012. № 4 [14]. С. 25—73.
2. Ковалева Е.А., Максимова А.Е. Историческое представление «Начальное управление Олега» (1790) // Музыковедение. 2012. № 12. С. 7—22.
3. Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века. Санкт-Петербург : Союз художников, 2002. 318 с.
4. Келдыш Ю.В. К.А. Кавос и русская опера // История русской музыки : в 10 т. Т. 4. Москва : Музыка, 1986. 416 c.
5. Дулова Е.Н. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII — начала XX века). Минск : Четыре четверти, 1999. 378 с.
6. Корженьянц Т.В. Хронологическая таблица // История русской музыки : в 10 т. Т. 4. Москва : Музыка, 1986. 416 c.
7. Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Ленинград : Государственное музыкальное издательство, 1959. 782 с.
8. Соколова А.М. Балетный театр // История русской музыки : в 10 т. Т. 4. Москва : Музыка, 1986. 416 c.
9. Арапов П.Н. Летопись русского театра. Санкт-Петербург : Типография Н. Триблена и комп., 1861. 387 с.
10. Крылов И.А. Илья-богатырь. Волшебная опера в 4-х действиях. Либретто // Полное собрание сочинений : в 3 т. / ред. текста и примечания Н.Л. Бродского. Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1946. Т. 2 [Драматургия]. С. 491—554.
11. Левашева О.Е., Келдыш Ю.В., Кандинский А.И. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XIX в. : учебн. для муз. вузов. 3-е изд., доп. Москва : Музыка, 1980. 623 с.
12. Штейнгель В.И. Записки касательно составления и самаго похода санктпетербургскаго ополчения против врагов отечества, в 1812 и 1813 годах, с кратким обозрением всех произшествий, во время бедствия и спасения нашего отечества случившихся, и с подробным описанием осады и взятия Данцига / писанныя Фл. к. лейт. Б.В. Шт. Санкт-Петербург : Типография В. Плавильщикова, 1814—1815. Ч. 1. 241 с.
13. Борисоглебский М.В. Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. Материалы по истории русского балета. Т. 2. Ленинград : Ленинградское государственное хореографическое училище, 1939. 356 с.
14. Корженьянц Т.В. Хронологическая таблица // История русской музыки : в 10 т. Т. 5. Москва : Музыка, 1988. С. 458—509.
15. Шаховской А.А. Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженый на белом коне : русская быль в 4-х действиях, с песнями, хорами, воинскими потехами, танцами, играми, борьбой и большим спектаклем, музыка сочинения господина Кавоса / Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова. Санкт-Петербург : Типография Императорских театров, 1823. 129 с.
Рецензия
Для цитирования:
Максимова А.Е. Русский сюжет в балетном творчестве Катерино Кавоса. Обсерватория культуры. 2017;14(2):198-207. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-198-207
For citation:
Maksimova A.E. The Russian Subject in the Ballet Works of Catterino Cavos. Observatory of Culture. 2017;14(2):198-207. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-2-198-207